0
13392
Газета Печатная версия

18.02.2020 17:16:00

На совещании в Аммане не будет ни эллина, ни Варфоломея

Православные церкви одна за другой отказываются от участия во встрече в Иордании

Тэги: рпц, пцу, раскол, патриарх кирилл, патриарх феофил iii, патриарх варфоломей, греция, элладская церковь, афины, африка, александрия, украина, россия, грузия, сербия, албания, польша, фанар, константинополь, патриарх феодор, митрополит иларион, православный


рпц, пцу, раскол, патриарх кирилл, патриарх феофил iii, патриарх варфоломей, греция, элладская церковь, афины, африка, александрия, украина, россия, грузия, сербия, албания, польша, фанар, константинополь, патриарх феодор, митрополит иларион, православный Вряд ли главы православных церквей все вместе встретятся в ближайшие годы. Фото с сайта www.patriarchia.ru

В Аммане (Иордания) 26 февраля пройдет совещание представителей поместных православных церквей для обсуждения вопроса сохранения «православного единства в евхаристическом общении». С инициативой проведения подобной встречи выступил в конце ноября 2019 года Иерусалимский патриарх Феофил III. Правда, по задумке лидера православной общины Святой земли, мероприятие должно было собрать глав церквей. Однако к текущему моменту формат поменялся.

Перемены связаны с тем, что из-за усиления противостояния РПЦи Константинопольской церкви некоторые патриархи отказались приезжать в Иорданию. Известно, что свое участие в совещании на уровне предстоятелей через синодальные заявления подтвердили лишь РПЦ, Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Церковь Чешских земель и Словакии и Сербская православная церковь. Готовность участвовать в заседании устно высказал Антиохийский патриарх Иоанн X. Правда, пока непонятно, приедет ли он сам или пришлет своих представителей. В Румынской и Польской православных церквах решили отправить делегатов. Среди тех, кто вообще отказался от участия на каком-либо уровне, – Константинопольский патриархат, Элладская, Кипрская, Албанская и Грузинская церкви. Грузинский патриарх Илия II заявил, что, несмотря на то, что его церковь «полностью согласна с целями встречи, но считает, что такое мероприятие должно проходить только при участии всех церквей».

В Албании, где поддерживали Москву в непризнании каноничности Православной церкви Украины (ПЦУ), свой бойкот иорданского совещания объяснили тем, что оно «еще больше осложнит ситуацию в православии». «Инициатива исцеления новой реальности, несомненно, принадлежит Вселенскому патриархату. Но все автокефальные церкви, все без исключения православные верующие несут ответственность за содействие примирению. Однако ваше предложение о встрече в Иордании, как сейчас очевидно, вместо вклада в укрепление единства, еще больше усложнит уврачевание раскола. Поэтому мы не можем присутствовать на предложенной встрече», – заявил архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Примечательно, что еще в ноябре 2019 года он был в числе тех, кто призывал предстоятелей церквей собраться и вместе обсудить сложившуюся в мировом православии обстановку.

Что касается Кипра, то архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II просто проигнорировал приглашение Феофила III и не дал никакого ответа. Его приближенные архиереи утверждают, что он не поедет в Иорданию, чтобы и дальше продолжать держать «нейтралитет». Напомним, что, после того как три церкви (Константинопольская, Элладская и Александрийская) признали каноничность ПЦУ и внесли имя ее главы митрополита Киевского и всея Украины Епифания (Думенко) в свои церковные диптихи (списки поминания по первенству чести), Русская церковь разорвала с ними евхаристическое общение. С Вселенским патриархатом – полностью, с двумя другими – частично (только с теми, кто признает ПЦУ). Из-за этого кризис в мировом православии еще больше усугубился. Кипрская церковь осудила разрыв евхаристического общения РПЦ с «отступниками», но и не поддержала действия Константинопольского патриархата в Украине. При этом в ПЦУ с подачи Константинополя заявляют, что в 2020 году ее автокефалию признают еще как минимум три-четыре церкви, среди которых называют как раз Кипрскую, Албанскую и Румынскую.

13 февраля в Румынской церкви приняли достаточно пространную формулировку в отношении признания ПЦУ. «Священный синод согласен с предоставлением автокефалии для всей Православной церкви в Украине (а не только для ее части), но это может быть достигнуто только путем взаимопонимания между Вселенским патриархатом и Московским патриархатом, а также всеобщим православным консенсусом», – говорится в итоговом документе румынских епископов. В ПЦУ это восприняли как очередную победу, особо указав на то, что Румынский патриарх Даниил в Иорданию ехать отказался. Ранее греческие СМИ заявляли, что и Польская православная церковь не станет участником Амманской встречи. Митрополит Варшавский Савва эти слухи опроверг, однако cам в Иорданию не поедет – «по состоянию здоровья».

Впрочем, в Московском патриархате заявленным количеством участников вполне удовлетворены. «Сейчас, когда все так напряжено, эта встреча будет очень полезной и важной для всех. Встречаться и обсуждать насущные проблемы вообще хорошо всегда», – заверил «НГР» заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Учитывая, что сейчас в диптихе РПЦ всего 12 (ранее было 15) православных церквей, участие во встрече семи из них считают определенным успехом.

На момент сдачи номера в печать не было сообщений о решениях Болгарской церкви и Александрийского патриархата (хотя некоторые СМИ заявили об отказе Феодора II приезжать в Иорданию). Основная причина нежелания участвовать формулируется так: патриарх Иерусалимский не имел права ни инициировать эту встречу, ни приглашать на нее кого-либо. Об этом в январе с.г. объявил сам Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей. «Не нужно напоминать, какое место ваш патриархат занимает в диптихе святой православной церкви. А также о том, что по каноническому порядку всеправославные Соборы всегда созывались Вселенским патриархом и проходили под его председательством. Какому единству служит ваша инициатива, если первый среди православных предстоятелей отсутствует на Соборе, который вы предлагаете?» – написал Варфоломей в ответ на приглашение патриарха Феофила.

О том, что у Иерусалимской церкви после совещания в Аммане могут быть проблемы, патриарх Варфоломей предупредил представителей Иерусалимской патриархии и при личной встрече 15 февраля, сообщил греческий сайт Orthodox Times. Еще раз подчеркнув, что он не собирается ехать в Амман, Варфоломей заявил, что «позиция Иерусалимского патриархата ставит под угрозу единство в православном мире, к которому стремится Вселенский патриархат». При этом греческий ресурс сообщает: представители Иерусалимской церкви «заверили, что собрание в Аммане представляет собой не официальное совещание, а скорее братскую встречу православных иерархов с целью диалога, и пытались убедить Вселенского патриарха в том, что Иерусалим поддерживает Константинополь, но не смогли найти никаких аргументов в пользу своих взглядов».

В Московском патриархате ответ Варфоломея Феофилу назвали «новой теорией, с которой мы не можем согласиться». Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) напомнил, что подобные прецеденты в мировом православии были, и не так давно. «Я прекрасно помню, как в 2000 году Иерусалимский патриарх Диодор пригласил всех глав поместных церквей в Вифлеем на празднование 2000-летия Рождества Христова. И патриарх Варфоломей там был, и патриарх Московский и всея Руси Алексий. И почему-то никому не приходило в голову спрашивать: как это Иерусалимский патриарх приглашает, тогда как должен приглашать патриарх Константинопольский? На наш взгляд, каждый предстоятель поместной православной церкви несет ответственность не только за свою церковь, но и за межправославное согласие. Если это согласие нарушено, если возник конфликт, то каждый может внести свой вклад в его разрешение. Тем более что Иерусалимский патриарх пригласил глав церквей не на какую-то формальную встречу, а на неформальную дружескую встречу, «на братскую встречу в любви», как было сказано в его пригласительном письме, и идея заключалась в том, чтобы дать возможность предстоятелям в спокойной, неформальной, неофициальной обстановке обсудить те проблемы, которые возникли».

Руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в разговоре с «НГР» предположил, что, поскольку формат иорданской встречи поменялся, от совещания можно ожидать самых неожиданных результатов. «Теперь это будут не только главы поместных церквей, но и высшие иерархи, и тогда, например, на встречу могут приехать и те митрополиты Элладской и Александрийской церквей, которые поддерживают Москву. Одна из задач Отдела внешних церковных связей и ее главы митрополита Илариона – организовать эту встречу как миротворческую, которая соберет разные церкви и представит весь православный мир», – отметил религиовед.

По мнению же первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, встреча в Аммане будет одной из самых сложных: «Иерусалимский патриарх Феофил оказался сейчас в очень сложном для себя положении. Он – грек, а получилось так, что все предстоятели-греки отказались приезжать в Амман. В православии, несмотря на то что все говорят об универсалистском факторе, что оно едино и нет ни эллина, ни иудея, в то же время национальный, этнофилетический фактор очень значим. Яркий пример тому – глава Албанской церкви архиепископ Анастасий. Он негативно воспринял решение патриарха Варфоломея предоставить автокефалию ПЦУ, высказал свои серьезные возражения по этому поводу и не признал Православную церковь Украины, но в то же время из-за этого принципа греческой солидарности он также отказался приезжать в Иорданию». «Более того, у церквей нет единой позиции по украинскому вопросу, – напомнил политолог. – Например, в Болгарской церкви существуют очень серьезные разногласия между разными иерархами по этому поводу. Главным союзником Русской православной церкви считается Сербская церковь. Однако у них тоже не все так просто. Сейчас у сербов идут столкновения с черногорской полицией из-за недавно принятого Черногорией закона, который позволяет забрать имущество Сербской церкви. В этот момент Константинополь встал на сторону сербов. И теперь получилось так, что Константинополь как бы протягивает руку Сербской церкви, а она, поехав в Амман, эту руку отталкивает. Поэтому, я думаю, в Сербской церкви сейчас также идет спор о том, стоит ли быть ближе в Москве или «диверсифицироваться». Да и в других церквах тоже не все так просто».

Сможет ли мусульманская Иордания примирить православных иерархов, будет понятно совсем скоро. Но, например, в случае с англиканскими примасами столице Иордании это сделать не удалось. Прошедший здесь в середине января саммит глав англиканских церквей мира только разделил сообщество, и под угрозой оказалось проведение очередной Ламбетской конференции – съезда англиканских епископов, который проходит раз в десять лет. У РПЦ есть хорошая возможность извлечь урок из чужой ошибки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Греческие вина: подъем и новая волна

Греческие вина: подъем и новая волна

Андрей Баткилин

Виноделие в Греции упоминалось еще с 1000 года до н.э.

1
1378
Эрдоган отверг компромисс с Грецией и Кипром

Эрдоган отверг компромисс с Грецией и Кипром

Равиль Мустафин

В ответ на призыв договориться о принадлежности спорного участка Средиземного моря Турция оставила там свой флот

0
2143
Зеленскому угрожают уголовной ответственностью за опрос

Зеленскому угрожают уголовной ответственностью за опрос

Татьяна Ивженко

Большинство украинцев не смогли назвать политического лидера с безупречной репутацией

0
1534
НАТО ответит на российский ракетный вызов

НАТО ответит на российский ракетный вызов

Владимир Мухин

Европейские страны альянса отдают приоритет в космосе гражданским проектам

0
2384

Другие новости

Загрузка...