0
19283
Газета Печатная версия

20.10.2020 14:11:00

Следственный комитет проверяет очередного «старца»

Епархии РПЦ зачищают от сомнительных духовных деятелей

Тэги: иоанникий, старец, сергий романов, следственный комитет, экстремизм, рпц, иерархия, вертикаль власти


иоанникий, старец, сергий романов, следственный комитет, экстремизм, рпц, иерархия, вертикаль власти На фото схиархимандрит Иоанникий (Ефименко). Фото из социальной сети

После громкой истории с отлучением от церкви бывшего схиигумена Сергия Романова и возбуждением уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми в Среднеуральском монастыре Следственный комитет России (СКР) занялся проверкой деятельности еще одного старца – схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из Свято-Никольского храма села Чихачево Ивановской области. Председатель СКР Александр Бастрыкин взял это дело под личный контроль. Собственное расследование деятельности общины, возглавляемой клириком, проводят и в Кинешемской епархии РПЦ.

Причиной внимания к схиархимандриту Иоанникию стал запрос депутата Государственной думы РФ Евгения Марченко в Генпрокуратуру и СКР, который он сделал в начале октября. Народный избранник утверждает, что к нему обратилась жительница Ивановской области Екатерина Рыбина. Женщина рассказала, что несколько лет назад ее мать, увлеченная проповедями схиархимандрита Иоанникия, переехала жить в село Чихачево и вскоре пропала. Нашли женщину спустя какое-то время в Нижнем Новгороде. По утверждению паломницы, ее вывезли туда по «благословению» старца, заставляли тяжело работать, продать квартиру, ограничивали свободу. Более того, она была не единственной пострадавшей, утверждает депутат: «Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать своих родных домой, боятся обращаться в правоохранительные органы». После этого стали появляться и другие свидетельства издевательств над верующими со стороны схимника и его приверженцев.

«По каждому из обращений, в которых заявители сообщали о том, что их родственники или близкие люди поселились в общине села Чихачево, проводилась выездная проверка епархиальной комиссией. В настоящее время расследование обстановки, сложившейся на приходе Никольского храма, ведется епархиальными комиссиями под непосредственным контролем епископа Кинешемского и Палехского Илариона (Кайгородцева)», – говорится на сайте Ивановской митрополии, к которой приписаны и проблемный «старец», и его храм.

Председатель отдела митрополии по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ протоиерей Андрей Ефанов 16 октября пояснил журналистам, что в последнее время схиархимандрит Иоанникий находится в состоянии «уже почти полного разрыва с епархиальным архиереем, не посещает богослужения с его участием и сам их не совершает, не бывает на регулярной исповеди духовенства». «Все идет к тому, что человек отходит все дальше от РПЦ. Это постепенный процесс. Не то чтобы он разорвал с церковью. Он поминает патриарха, поминает епархиального архиерея, но по духу его состояние все ближе и ближе именно к сектантскому».

Ефанов признал, что ситуация на приходе оценивается как «нездоровая»: «Там идет – психическое, конечно, не физическое – принуждение к тому, чтобы оставаться в этой общине, принуждение к значительным пожертвованиям. Физически там никого не держат. Однако людям говорят, что вы больны смертельной болезнью, и если вы отсюда уедете, то непременно умрете – а вот здесь, в общине схиархимандрита Иоанникия, вы можете излечиться от болезни». Поскольку «раньше на общину поступали лишь единичные жалобы», то «заниматься наиболее активно» ею стали лишь сейчас, когда «ситуация стремительно развивается в направлении сектантского раскола».

Борьба за Иоанникия долгие годы шла на православных форумах и в соцсетях, тогда как официальные представители РПЦ предпочитали публично в нее не вмешиваться. Лишь шесть лет назад на сайте Ивановской митрополии появилось небольшое сообщение о том, что верующим «не благословляется» паломничество к схиархимандриту. Однако 30 сентября 2016 года митрополит Иларион (Китайгородцев) совершил литургию в Никольском храме села Чихачево, и сослужал ему Иоанникий. Надо отметить, что клирик до сих пор не запрещен в служении.

«Община Иоанникия имеет все атрибуты секты, – заявил «НГР» профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. – Прежде всего это наличие лжестарца, конспирология, принуждение к рабскому труду, мошенничество, лжецелительство и т.д. Другое дело, что методика борьбы с такими общинами была наработана совсем недавно, а подобных сект за последние годы появилось довольно много – несколько десятков. Все они любят изгонять бесов и принимать схиму. Однако в отличие от сект Сергия Романова или Рафаила Берестова община Ефименко предпочитает не вступать в прямую конфронтацию со священноначалием, ей важно сохранить некий вид благопристойности и оставаться в лоне церкви. Ведь у нас в первую очередь наказывают тех, кто объявляет открытую войну священноначалию». Эксперт заметил, что община Иоанникия существует около 20 лет и на местном епархиальном уровне с ней в свое время даже пытались бороться. «Архиереи Ивановской области никогда не отрицали этой проблемы и пытались ее разрешить самостоятельно. Однако сил не хватило, и скорее всего они рады, что этой общиной наконец-то заинтересовались правоохранительные органы. Надеюсь, что нынешние проверки СКР – не единичный случай, а тенденция», – заключил Силантьев.

То, что проверка деятельности Иоанникия проводится только сейчас, вполне объяснимо, считает руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Инициатором кампании против православных старцев выступают органы власти и органы правопорядка, – сказал «НГР» религиовед. – Таким образом они пытаются очистить Русскую православную церковь от экстремистских очагов и этим показать свою цивилизаторскую роль по отношению к православию в России. Подобная политика вмешательства силовых органов в религиозную жизнь началась во время пандемии, когда оказалось, что, с точки зрения представителей власти, церковники демонстрировали асоциальное поведение. Поэтому у представителей власти и силовых структур появилось стремление поставить церковь в определенные рамки. При этом сами эти рамки пока только определяются». Эксперт также заметил, что РПЦ подобные проверки не очень-то выгодны. «Проблема духовных старцев существовала всегда, – отметил он. – Это явление, которое нельзя побороть. Если таких старцев в церковной жизни вообще не будет, это станет показателем оскудения религиозной жизни и духовного рвения. Там, где духовное рвение, случаются и духовные перегибы. Поэтому в РПЦ мирились с такого рода явлениями, считая, что если старцы будут более-менее управляемы, то в их наличии нет ничего страшного».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Милена Фаустова

Воздвигнут памятник следователю, чье мнение противоречит официальной версии

0
2946
«Грузинская церковь очень заинтересована в духовном окормлении абхазского и осетинского народов»

«Грузинская церковь очень заинтересована в духовном окормлении абхазского и осетинского народов»

Анастасия Коскелло

Ректор Тбилисской духовной академии рассказал об отношениях с Московским патриархатом и национальными меньшинствами в стране

0
2582
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
10816
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
10147

Другие новости