Сергий Радонежский подает пример нравственного и бесконфликтного отношения к труду, считают в РПЦ.
Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих.
Средняя часть. 1896–1897. ГТГ
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Азербайджан и в кафедральном соборе Баку произнес проповедь, в которой затронул тему гонений на церковь времен СССР. Он упомянул «безумного правителя нашей страны», в котором угадывается Хрущев, и заявил, что в «политической практике нашей некогда несчастной страны» в то время воплотилась древняя «диавольская сила».
Казалось бы, в контексте места и времени визита можно было обсудить более подходящие темы. Например, межрелигиозное взаимодействие, ведь в Баку патриарх встретился с председателем Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Пашазаде. Или роль верующих женщин в церковной жизни, поскольку проповедь была посвящена Дню жен-мироносиц. Но глава РПЦ предпочел в очередной раз помянуть советское былое.
Единственным объяснением остается первомайское настроение. В церковном календаре немало важных майских дат, связанных со Священной историей, однако всеми подразумевается и учитывается, насколько в подсознании граждан все еще доминирует «сакралитет» советского годичного цикла.
С этим «безбожным сакралитетом» патриарх Кирилл борется многие годы, и в последние дни можно было наблюдать очередную порцию критики коммунистического прошлого. 25 апреля глава РПЦ приехал вместе с Сербским патриархом Порфирием в Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Там состоялась церемония награждения серба званием почетного доктора академии. Патриарх Кирилл в поздравительной речи завел речь о философии – и почему-то посоветовал будущим священнослужителям и миссионерам… изучать марксизм. «Старые проблемы всегда могут обрести вторую жизнь, если церковь не будет в состоянии отвечать и на старые философские вызовы, и на те, которые возникают сегодня, – сказал глава РПЦ. – Вот почему нужно непременно изучать философию, в том числе марксистскую. Конечно, не так, как это делалось в институтах марксизма-ленинизма, но нужно понимать, в чем неправда марксизма, чтó там неверно, чтó там против человека». «Это не значит, что мы должны вступать с марксистами в какие-то диспуты, как это было в 20-е годы прошлого века, но для самих себя мы должны понимать, чтó означает христианская вера и что нужно делать для того, чтобы нашу веру актуализировать, чтобы она была способна отвечать на философские, мировоззренческие вызовы», – уточнил патриарх.
Но сам именно тем и занялся, что вступил в заочную дискуссию с марксистами. Глава РПЦ упомянул современных «адептов коммунистической идеи, которые никак успокоиться не могут и не видят краха всего того, что было связано с этой идеологией». Патриарх напомнил о «глубочайшем разочаровании в историческом опыте нашей страны, в попытках построить справедливое коммунистическое общество». «Крах коммунистической идеологии и был результатом неспособности этой идеологии ответить – правда, не на наши с вами вопрошания, мы были как-то в стороне от всего этого, а на вопрошания новых людей, со своей философией жизни, которая оказалась сильнее марксистской философии, хотя марксистская философия была, конечно, более серьезной, чем философия потребителя», – сказал глава РПЦ.
Трудно себе представить, что подобные замечания патриарха имеют хоть какую-то связь с текущим политическим моментом. Нет сомнения, что контекст ослабления коммунистических сил, который наблюдается в последнее время в стане системной оппозиции, никоим образом не повлиял на развитие мысли в патриаршей проповеди. И словосочетание «новые люди», конечно, тоже случайно промелькнуло, и только в сознании людей с профессиональной политологической деформацией оно может быть соотнесено с актуальной парламентской повесткой.
Тем не менее патриарх посоветовал священникам изучать марксистское наследие. «Почему марксизм связан с атеизмом?» – задал он вопрос и тут же дал ответ: «Да очень просто! Марксизм ставил перед собой конкретные задачи искоренения «неправильностей» в жизни общества». В прошлом, по мнению патриарха, религию подкосило то, что сработали «факторы социальные, связанные с несправедливостью человеческого общества, с разочарованием людей в том, что происходит в обществе». «Революционные идеи действительно взбудоражили сознание людей, и определенная часть интеллигенции, а затем и рабочего класса, как мы знаем, вооружилась определенными идеологемами, которые помогали сформировать убеждения – не в философской, а в практической плоскости. Борьба за справедливость, борьба против эксплуатации», – перечислял глава РПЦ.
Однако наступило разочарование и в идеологии, которая, по определению патриарха Кирилла, «подменила собой богословие». Но социальные проблемы никуда не делись, и церковным служителям необходимо подготовить свой вариант смягчения общественных противоречий, не связанный ни с материалистической идеологией, ни с революционными побуждениями. Борьбу, которая не пристала одухотворенным людям, следует заменить на углубленные философские размышления – так можно понять завет патриарха слушателям академии.
Первомайский дух, надо думать, веял в эти дни над многими служителями церкви. В своем Telegram-канале архиепископ Савва (Тутунов) посетовал, что публика охотно обращает внимание на «попа на мерседесе», но не замечает монаха-труженика. «Один из главных русских образов трудящегося человека», по мнению иерарха, – это «нестеровский, соответствующий житию, преподобный Сергий Радонежский». Архиепископ имеет в виду триптих художника Михаила Нестерова «Труды преподобного Сергия». «Именно от физического труда преподобного Сергия и его сподвижников, сочетаемого с молитвой, от интеллектуального труда монахов-летописцев и просветителей идет русское умение сочетать созидание с созерцанием, преображать окружающий сложный мир, не разрушая Божие творение, но возвращая ему достоинство, если не райское, то устремляющееся к нему. Умение творить в труде материальное, устремляясь при этом ввысь, к духовному», – написал Савва (Тутунов).
Вероятно, это следует понимать в том смысле, что церковные созидатели относятся к природе не как к мастерской, а как к храму – в противоположность материалистам и нигилистам. Так монах-«трудник» в осмыслении иерарха попал в авангард рабочего класса, но в более рафинированном смысле, чем марксист-материалист.
К числу советов патриарха Кирилла священникам, как следует готовиться к социальному служению и соответствующей проповеди, относится рекомендация не ограничиваться пересказом сочинений Родиона Путятина. Протоиерей Родион Путятин, напомним, произносил свои проповеди в трудные для России 1860-е годы, после Крымской войны. Его деятельность была связана с попечительством о бедных и больных, о раненых воинах.
Среди священнослужителей православной церкви в дореволюционной России было немало тех, кто пытался сочетать христианское служение с разрешением или смягчением классовых противоречий. Самая заметная, хотя, возможно, и самая неоднозначная личность в этом ряду – священник Георгий Гапон. Уже скоро, этим летом, должен выйти в свет детективный роман «Дело Гапона», написанный бывшим пресс-секретарем патриарха протоиереем Владимиром Вигилянским и поэтессой Олесей Николаевой. «С одной стороны, вдовец, отец двоих детей, аскет, проповедник, бескорыстный священник, направивший свое пастырское служение на помощь обездоленным – сиротам, рабочим, заключенным в тюрьмах. С другой – политический деятель, агент иностранных разведок, авантюрист, подстрекатель» – так описал Вигилянский личность Гапона в интервью РИА Новости. «Господь наделил Георгия Гапона многими человеческими и пастырскими дарами, – пояснил соавтор романа. – Он искренне и бескорыстно отдавал себя помощи самым незащищенным слоям общества. К 1904 году его популярность среди жителей Петербурга была сравнима с популярностью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Именно его популярность стала притягивать к себе политических противников власти. Эсеры поначалу решили использовать священника «втемную». Однако они нашли в нем некоторые человеческие слабости, в частности тщеславие, самообольщение, гордыню, склонность к вождизму и самозванству, которые постарались использовать в своих целях».
Случайно или нет возникает в церковной среде это переплетение мотивов общественного служения духовенства, правильного и неправильного попечения об интересах трудового народа, тема социальной гармонии – понять сложно, но страшно интересно. Такая массовая и важная в социальной жизни страны организация, как Русская православная церковь, обладает большими возможностями улавливать настроения миллионов простых тружеников и из первых рук узнавать их нужды и чаяния.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать