0
299
Газета Печатная версия

06.05.2025 16:33:00

Клир, труд, май

Патриарх Кирилл призвал священников изучать марксизм

Тэги: рпц, патриарх кирилл, философия, марксизм, атеизм, вера, православие, общество, труд, первомай, пролетариат, классовая борьба, савва тутунов, вигилянский


рпц, патриарх кирилл, философия, марксизм, атеизм, вера, православие, общество, труд, первомай, пролетариат, классовая борьба, савва тутунов, вигилянский Сергий Радонежский подает пример нравственного и бесконфликтного отношения к труду, считают в РПЦ. Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. Средняя часть. 1896–1897. ГТГ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Азербайджан и в кафедральном соборе Баку произнес проповедь, в которой затронул тему гонений на церковь времен СССР. Он упомянул «безумного правителя нашей страны», в котором угадывается Хрущев, и заявил, что в «политической практике нашей некогда несчастной страны» в то время воплотилась древняя «диавольская сила».

Казалось бы, в контексте места и времени визита можно было обсудить более подходящие темы. Например, межрелигиозное взаимодействие, ведь в Баку патриарх встретился с председателем Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Пашазаде. Или роль верующих женщин в церковной жизни, поскольку проповедь была посвящена Дню жен-мироносиц. Но глава РПЦ предпочел в очередной раз помянуть советское былое.

Единственным объяснением остается первомайское настроение. В церковном календаре немало важных майских дат, связанных со Священной историей, однако всеми подразумевается и учитывается, насколько в подсознании граждан все еще доминирует «сакралитет» советского годичного цикла.

С этим «безбожным сакралитетом» патриарх Кирилл борется многие годы, и в последние дни можно было наблюдать очередную порцию критики коммунистического прошлого. 25 апреля глава РПЦ приехал вместе с Сербским патриархом Порфирием в Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Там состоялась церемония награждения серба званием почетного доктора академии. Патриарх Кирилл в поздравительной речи завел речь о философии – и почему-то посоветовал будущим священнослужителям и миссионерам… изучать марксизм. «Старые проблемы всегда могут обрести вторую жизнь, если церковь не будет в состоянии отвечать и на старые философские вызовы, и на те, которые возникают сегодня, – сказал глава РПЦ. – Вот почему нужно непременно изучать философию, в том числе марксистскую. Конечно, не так, как это делалось в институтах марксизма-ленинизма, но нужно понимать, в чем неправда марксизма, чтó там неверно, чтó там против человека». «Это не значит, что мы должны вступать с марксистами в какие-то диспуты, как это было в 20-е годы прошлого века, но для самих себя мы должны понимать, чтó означает христианская вера и что нужно делать для того, чтобы нашу веру актуализировать, чтобы она была способна отвечать на философские, мировоззренческие вызовы», – уточнил патриарх.

Но сам именно тем и занялся, что вступил в заочную дискуссию с марксистами. Глава РПЦ упомянул современных «адептов коммунистической идеи, которые никак успокоиться не могут и не видят краха всего того, что было связано с этой идеологией». Патриарх напомнил о «глубочайшем разочаровании в историческом опыте нашей страны, в попытках построить справедливое коммунистическое общество». «Крах коммунистической идеологии и был результатом неспособности этой идеологии ответить – правда, не на наши с вами вопрошания, мы были как-то в стороне от всего этого, а на вопрошания новых людей, со своей философией жизни, которая оказалась сильнее марксистской философии, хотя марксистская философия была, конечно, более серьезной, чем философия потребителя», – сказал глава РПЦ.

Трудно себе представить, что подобные замечания патриарха имеют хоть какую-то связь с текущим политическим моментом. Нет сомнения, что контекст ослабления коммунистических сил, который наблюдается в последнее время в стане системной оппозиции, никоим образом не повлиял на развитие мысли в патриаршей проповеди. И словосочетание «новые люди», конечно, тоже случайно промелькнуло, и только в сознании людей с профессиональной политологической деформацией оно может быть соотнесено с актуальной парламентской повесткой.

Тем не менее патриарх посоветовал священникам изучать марксистское наследие. «Почему марксизм связан с атеизмом?» – задал он вопрос и тут же дал ответ: «Да очень просто! Марксизм ставил перед собой конкретные задачи искоренения «неправильностей» в жизни общества». В прошлом, по мнению патриарха, религию подкосило то, что сработали «факторы социальные, связанные с несправедливостью человеческого общества, с разочарованием людей в том, что происходит в обществе». «Революционные идеи действительно взбудоражили сознание людей, и определенная часть интеллигенции, а затем и рабочего класса, как мы знаем, вооружилась определенными идеологемами, которые помогали сформировать убеждения – не в философской, а в практической плоскости. Борьба за справедливость, борьба против эксплуатации», – перечислял глава РПЦ.

Однако наступило разочарование и в идеологии, которая, по определению патриарха Кирилла, «подменила собой богословие». Но социальные проблемы никуда не делись, и церковным служителям необходимо подготовить свой вариант смягчения общественных противоречий, не связанный ни с материалистической идеологией, ни с революционными побуждениями. Борьбу, которая не пристала одухотворенным людям, следует заменить на углубленные философские размышления – так можно понять завет патриарха слушателям академии. 

Первомайский дух, надо думать, веял в эти дни над многими служителями церкви. В своем Telegram-канале архиепископ Савва (Тутунов) посетовал, что публика охотно обращает внимание на «попа на мерседесе», но не замечает монаха-труженика. «Один из главных русских образов трудящегося человека», по мнению иерарха, – это «нестеровский, соответствующий житию, преподобный Сергий Радонежский». Архиепископ имеет в виду триптих художника Михаила Нестерова «Труды преподобного Сергия». «Именно от физического труда преподобного Сергия и его сподвижников, сочетаемого с молитвой, от интеллектуального труда монахов-летописцев и просветителей идет русское умение сочетать созидание с созерцанием, преображать окружающий сложный мир, не разрушая Божие творение, но возвращая ему достоинство, если не райское, то устремляющееся к нему. Умение творить в труде материальное, устремляясь при этом ввысь, к духовному», – написал Савва (Тутунов).

Вероятно, это следует понимать в том смысле, что церковные созидатели относятся к природе не как к мастерской, а как к храму – в противоположность материалистам и нигилистам. Так монах-«трудник» в осмыслении иерарха попал в авангард рабочего класса, но в более рафинированном смысле, чем марксист-материалист.

К числу советов патриарха Кирилла священникам, как следует готовиться к социальному служению и соответствующей проповеди, относится рекомендация не ограничиваться пересказом сочинений Родиона Путятина. Протоиерей Родион Путятин, напомним, произносил свои проповеди в трудные для России 1860-е годы, после Крымской войны. Его деятельность была связана с попечительством о бедных и больных, о раненых воинах.

Среди священнослужителей православной церкви в дореволюционной России было немало тех, кто пытался сочетать христианское служение с разрешением или смягчением классовых противоречий. Самая заметная, хотя, возможно, и самая неоднозначная личность в этом ряду – священник Георгий Гапон. Уже скоро, этим летом, должен выйти в свет детективный роман «Дело Гапона», написанный бывшим пресс-секретарем патриарха протоиереем Владимиром Вигилянским и поэтессой Олесей Николаевой. «С одной стороны, вдовец, отец двоих детей, аскет, проповедник, бескорыстный священник, направивший свое пастырское служение на помощь обездоленным – сиротам, рабочим, заключенным в тюрьмах. С другой – политический деятель, агент иностранных разведок, авантюрист, подстрекатель» – так описал Вигилянский личность Гапона в интервью РИА Новости. «Господь наделил Георгия Гапона многими человеческими и пастырскими дарами, – пояснил соавтор романа. – Он искренне и бескорыстно отдавал себя помощи самым незащищенным слоям общества. К 1904 году его популярность среди жителей Петербурга была сравнима с популярностью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Именно его популярность стала притягивать к себе политических противников власти. Эсеры поначалу решили использовать священника «втемную». Однако они нашли в нем некоторые человеческие слабости, в частности тщеславие, самообольщение, гордыню, склонность к вождизму и самозванству, которые постарались использовать в своих целях».

Случайно или нет возникает в церковной среде это переплетение мотивов общественного служения духовенства, правильного и неправильного попечения об интересах трудового народа, тема социальной гармонии – понять сложно, но страшно интересно. Такая массовая и важная в социальной жизни страны организация, как Русская православная церковь, обладает большими возможностями улавливать настроения миллионов простых тружеников и из первых рук узнавать их нужды и чаяния. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Минтруд сообщил о запуске программ бесплатной переподготовки специалистов

Минтруд сообщил о запуске программ бесплатной переподготовки специалистов

Михаил Сергеев

В российских школах обостряется дефицит учителей физики, химии и математики

0
1471
В Киргизии отметили годовщину Основного закона

В Киргизии отметили годовщину Основного закона

Виктория Панфилова

Конституция республики меняется, неизменной остается трудовая миграция из страны

0
981
В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
1359
Мир! Труд! Май? Международная солидарность трудящихся по-американски

Мир! Труд! Май? Международная солидарность трудящихся по-американски

Михаил Тильман

0
926

Другие новости