0
132
Газета Проза, периодика Печатная версия

09.07.2025 20:30:00

Просто быть рядом

Рассказы Надежды Ажгихиной – они про чудо, которое может произойти, если не оставлять надежду

Тэги: проза, лирика, философия


проза, лирика, философия Омуты, водовороты, болота и болотца, дебри и пустоши... Иллюстрация создана при помощи нейросети Artguru

Новый сборник рассказов Надежды Ажгихиной называется «Детский сад». Из аннотации: «Героини новой книги Надежды Ажгихиной живут в мегаполисе и небольшом подмосковном поселке, это люди разного возраста, у них несхожие характеры и судьбы. В каждой судьбе, в каждой семье отразилась история страны, ее переломные моменты и драмы. И каждая верит в свою мечту о счастье. А также – в чудо, которое может произойти, если не оставлять надежду».

Ничего особенного.

Но про Чудо, которое может произойти, хочется узнать поподробнее.

Нужно читать.

Читаю и не могу оторваться.

Рассказы Надежды Ажгихиной – не сборник отдельных историй, а единое полотно жизни, которое писательница рисует мазок за мазком, штрих за штрихом – скрупулезно и тщательно.

Не сухой протокольный текст: несмотря на множество мелких, зорким глазом подмеченных подробностей и чутким ухом услышанных (или скорее – подслушанных) слов, историй, разговоров по секрету или наедине с самой собой.

24-15-11250.jpg
Надежда Ажгихина.
Детский сад. – М.: АИРО-ХХI;
Пробел-2000, 2024. – 200 с.
Каждое слово дышит, в каждом слове бьется пульс.

И невероятный контекст – время, которое не выбирают. Выбрало ли оно нас – тоже вопрос. Омуты, водовороты, болота и болотца, дебри и пустоши, лавины, наводнения и пожары, в прямом и переносном смысле – среда обитания, внешний и внутренний мир. Каждый выбирает для себя.

Книга «Детский сад» – это дневник жизни, густо наполненной людьми и событиями. Мы их помним, пережили, а даже если нет (опоздали, пропустили по факту своего рождения или хронического эгоцентризма), то переживаем вместе с автором и ее попутчиками. Она от их имени делится с нами – честно, открыто, не приукрашивая потаенное, стыдное, запретное.

Не сразу разберешься – кто есть кто, что происходит, чем все закончится, но оторваться невозможно и остаться равнодушным нельзя. Хочется вмешаться, помочь, ничего не испортить – просто быть рядом.

Ведь не из окна поезда мельком видишь, а в самой гуще оказался – то ли огромная коммуналка, то ли общежитие: не сразу поймешь, кто есть кто, кто кому изменил, кто от кого аборт сделал (а ну-ка, две подруги-соперницы одновременно от одного мужчины – и так бывает), чье предательство сломило так, что не оправиться. Кажется, легче с жизнью распрощаться: не забыть, а уйти насовсем.

А там – неведомая сила подхватит и вынесет на плато, с которого можно будет карабкаться дальше, с разбитыми как в детстве коленками, зажмурившись от страха, невнятно радоваться чему-то, будто вспомнила, что «есть в нашей суетной и нестойкой реальности что-то непреходящее и обнадеживающее…».

И идешь за героиней, которая «шла по разбитой дороге, босая и улыбалась новой жизни, той, которую сама себе выберет и о которой сама еще ничего не знает».

Надежда умирает последней…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


В вечность устремлены все, но с неодинаковым результатом

В вечность устремлены все, но с неодинаковым результатом

Арсений Анненков

Об источниках стойкости и сути предательства в повести Василя Быкова «Сотников»

0
447
Зорко одно лишь сердце

Зорко одно лишь сердце

Андрей Юрков

125 лет со дня рождения писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери

0
2762
Космос слов и образов

Космос слов и образов

Юлия Безобразова

Литературный фестиваль на родине Юрия Гагарина

0
489
«ДООС» становится историей

«ДООС» становится историей

Татьяна Зоммер

Вечер памяти Константина Кедрова прошел в Чеховской библиотеке

0
447

Другие новости