![]() |
Храм Святых Николая и Александры в Ницце переходит во владение России. Фото с сайта www.saint-nicolas-sainte-alexandra.fr |
Имущественный спор по поводу постройки и прилегающих к ней нескольких участках земли, в числе которых было и второе по размеру русское кладбище во Франции после парижского Сан-Женевьев-де-Буа, велся несколько десятилетий. Еще в 2005 году РФ заявила о своих правах на зарубежную собственность, в том числе на собор Святителя Николая Чудотворца в Ницце. Этим храмом также управляла община ACOR, на тот момент входившая в Западноевропейский экзархат русской традиции Константинопольского патриархата. Тяжбы за собор длились без малого пять лет, и в январе 2010 года французский суд первой инстанции признал РФ единственным собственником участка земли, на котором был построен Николаевский собор.
Этот один из самых больших православных храмов в Западной Европе возвели после смерти в 1865 году в Ницце сына императора Александра II, цесаревича Николая. При этом в городе на тот момент уже была небольшая православная церковь в честь святых Николая и Александры, которую сегодня часто называют «старой церковью». Она появилась в 1859 году. Но вдова императора Николая II императрица Александра Федоровна решила построить большой собор. Закладка состоялась в 1903 году, а уже в 1912 году он был открыт для верующих.
На суде по делу о Николаевском соборе Россия в качестве аргумента выдвинула тот факт, что территория под собором в свое время была приобретена императором Александром II, а строительство здания оплачено за счет средств российской казны. В 1909 году тогдашний владелец земли император Николай II передал собор в аренду местной русской общине на 99 лет. Ее срок истек к 2008 году. В итоге Николаевский собор был признан российской недвижимостью и передан Русской православной церкви. ACOR вынуждена была его покинуть. Община сконцентрировалась в «старой церкви».
Спустя несколько лет, в 2014 году, Россия предъявила права и на церковь Святых Николая и Александры и участков вокруг нее. Спор опять затянулся на года. За это время произошли серьезные перемены в мировом православии. Патриарх Константинопольский Варфоломей в 2018 году распустил Западноевропейский русский экзархат. Нескольким сотням священникам и тысячам верующих, потомков русских эмигрантов, пришлось делать непростой выбор: или оставаться в константинопольской юрисдикции в качестве небольшой епархии, или же переходить в юрисдикцию других церквей, в числе которых РПЦ.
Архиепископия русских приходов появилась в 1920-е годы для окормления эмигрантов, покинувших революционную Россию. Поскольку отношения с Москвой и восстановленным в 1917 году институтом патриаршества у архиепископии были с самого начала достаточно трудными, в 1931 году Константинопольский патриархат по просьбе прихожан Парижской епархии принял их под свой омофор и даровал статус экзархата – правда, временный. В 1971 году он был преобразован в Русскую православную архиепископию Западной Европы. А в 1999 году патриарх Варфоломей специальным указом – томосом – восстановил статус экзархата, уже на постоянной основе. К 2018 году в его состав входило более 100 приходов и общин, большинство из которых располагались во Франции.
Осенью 2019 года более 60 приходов русской архиепископии перешли под омофор патриарха Московского и всея Руси. Однако ACOR ушла вместе с церковным зданием и земельными участками в юрисдикцию Румынской православной церкви.
В феврале 2021 года французский суд не признал ранее поданные со стороны РФ документы, которые доказывали право собственности России на церковь Святых Николая и Александры, и постановил, что старейший храм останется в собственности ACOR по «приобретательной давности». Речь шла о приобретении права на недвижимость в результате «многолетнего, добросовестного и публичного владения».
Согласно Гражданскому кодексу Франции, приобретательная давность (prescription acquisitive) в отношении недвижимого имущества во Франции составляет 30 лет. Если в течение этого срока никто не оспорил факт владения, то оно считается законным. За ассоциацией осталось и кладбище Кокад. Однако французские арбитры тогда частично удовлетворили претензии РФ: ей вернули три земельных участка общей площадью в 3,5 тыс. кв. м возле Николаевского собора.
Как утверждают члены ACOR, и собор, и старая церковь на улице Лоншам, и кладбище Кокад перешли к ней в 1927 году решением митрополита Евлогия (Георгиевского), тогдашнего главы архиепископии. При этом в ассоциации неоднократно утверждали, что российская сторона использовала «подложные» нотариальные акты на собственность, а на самом деле в отличие от Николаевского собора старая церковь и кладбище никогда не имели отношения к Российскому государству. Земли под храм на улице Лоншам и погост были куплены в XIX веке не Российской империей, а частными лицами – выходцами из России, и на них никогда не заключалось арендных договоров.
В то же время в нынешнем постановлении апелляционного суда утверждается: «ACOR никогда не был владельцем спорного имущества и не предоставляет никаких документов, подтверждающих право собственности, поскольку было установлено, что акт атрибуции 1927 года не мог предоставить ему права в полном объеме на имущество, которого у митрополита Евлогия не было. ACOR не может ссылаться на какую-либо приобретательную давность в свою пользу, поскольку в случае с государственной собственностью они не подлежат исковой давности. Что касается кладбища Кокад, то его владение православной ассоциацией сомнительно, поскольку акт от 1927 года не мог передать ACOR право на собственность».
Судьи также пришли к выводу, что нотариальные акты на владение РФ церковью Святых Николая и Александры, которые были отклонены в 2021 году, не были фальшивыми, как это утверждала православная община Ниццы. «Упомянутые передачи изначально предоставляли право собственности на спорную недвижимость Российскому государству. Факта, что определенные земли были приобретены и здания построены с использованием пожертвований отдельных лиц, недостаточно, чтобы ставить под сомнение реальность того, что именно Русской церкви и, следовательно, Российскому государству было предоставлено право собственности на недвижимость, о которой идет речь», – заключает вердикт.
Это решение вызвало широкий резонанс в Пятой республике. «Кремль аннексировал церковь и кладбище во Франции», «Россия вновь изгоняет верующих из храмов» и т.д. – статьи с такими заголовками вышли в местной прессе после завершения суда. Общественность удивилась и тому, что апелляционный арбитраж принял в имущественном споре сторону РФ в то время, когда отношения между Россией и Францией находятся в серьезном кризисе.
Представители ACOR обратились во французскую митрополию Румынской церкви за поддержкой. Они опасаются, что общине не позволят остаться в церкви, как это уже было с Николаевским собором. У Румынского патриархата во Франции около 100 приходов. В Ницце помимо церкви Святых Николая и Александры есть еще приход Святых равноапостольных императоров Константина и Елены. При этом ни на сайте Румынской митрополии во Франции, ни на сайте Румынского патриархата реакции на вердикт французского суда нет. Известно лишь, что в конце мая в Ниццу приедет глава Западноевропейской архиепископии Румынского патриархата митрополит Иосиф (Поп). Вероятно, тогда он и рассмотрит варианты продолжения богослужебной жизни общины. У последней также есть два месяца на подачу кассационной жалобы на решение суда в Экс-ан-Прованс. Однако пока неясно, пойдет ли ACOR на дальнейшую конфронтацию.
Молчат о судебном решении и официальные органы России. Поэтому не до конца понятно, что будет с церковью и кладбищем. Некрополь был открыт в 1867 году. Однако участок под него куплен в 1866 году российским консульством и состоящим тогда в ведении правительствующего Синода храмом Николая и Александры. В центре русского погоста была воздвигнута часовня Николая Чудотворца, небесного покровителя цесаревича Николая Александровича. Половину средств на ее строительство выделила графиня Анна Толстая в память о муже Александре Толстом, скончавшемся в Ницце. Иконостас для часовни в 1911 году пожертвовал Павел фон Дервиз, владелец богатой виллы Вальроз в Ницце. В 1920-е годы часовня была расширена до размеров небольшой церкви, а внутри была установлена мраморная доска с именами офицеров русской императорской армии, скончавшихся в Ницце между 1921 и 1954 годами. После открытия Николаевского собора кладбище хоть и находилось в другом конце города, но было закреплено за ним. На нем похоронено более 3 тыс. российских подданных и русских эмигрантов, том числе представители дворянских родов Бобринских, Голенищевых, Кочубеев, Раевских, Гагариных, Церетели, члены царских домов Романовых и Карагеоргиевичей.
Выглядит наиболее вероятным, что выигранная в судебном споре недвижимость будет передана Московскому патриархату. Однако перейдет она в ведение скорее всего не Парижской архиепископии, а Корсунской епархии патриаршего экзархата РПЦ в Западной Европе. Именно в ее юрисдикции сегодня находится Николаевский собор в Ницце. Правда, когда он передавался, архиепископия находилась под омофором Константинопольского патриарха. У Московского патриархата сейчас достаточно сдержанные отношения с главой архиепископии Иоанном (Реннето), который в последние годы максимально дистанцировался от РПЦ.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать