0
194
Газета Печатная версия

05.08.2025 18:26:00

Русская церковь отстояла свое имя

Синод напомнил зарубежным организациям о подчинении центру в Москве

Тэги: рпц, московкий патриархат, синод, патриарх кирилл, белорусская православная церковь, каноническая территория, молдавия, украина, эстония, латвия, литва, казахстан, узбекистан, африка, экзархат


рпц, московкий патриархат, синод, патриарх кирилл, белорусская православная церковь, каноническая территория, молдавия, украина, эстония, латвия, литва, казахстан, узбекистан, африка, экзархат Митрополит Константин (Островский) обрел титул Каирского и Северо-Африканского и при этом временно будет управлять Йоханнесбургской и Южно-Африканской епархией. Фото со страницы Патриаршего экзархата Африки в «ВКонтакте»

На заседании Синода 24 июля в Москве было принято постановление «О наименованиях канонических частей Русской православной церкви». «Напомнить священноначалию Белорусского экзархата, митрополичьих округов о том, что официальные наименования таковых (в том числе юридические наименования и наименования, размещаемые на официальных сайтах и документах), а также наименования их канонических структур – епархий, приходов, монастырей, подворий и иных – должны содержать словосочетания «Русская православная церковь» или «Московский патриархат», – говорится в синодальном журнале.

Помимо Белоруссии у РПЦ есть еще три экзархата – Африканский, Западноевропейский и в Юго-Восточной Азии. Сегодня на сайте Белорусского экзархата значится, что он входит в состав Московского патриархата, тогда как совсем недавно там можно было прочесть лишь «Белорусская православная церковь».

Отдельного упоминания церковные структуры в Белоруссии, вероятно, заслужили ввиду особой важности этой страны для России. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в начале июня в городе Полоцке возглавил торжества к 900-летию местного монастыря. Здесь он произнес проповедь, где назвал «землю Белорусскую» «братской для россиян, самой близкой, которая демонстрирует сегодня близость не только кровным родством, но и единомыслием по очень важным вопросам, имеющим судьбоносное значение для стран исторической Руси».

«Решение Синода напомнить своим подразделениям о необходимости публично обозначать свою связь с Московским патриархатом связана с постепенной национализацией церквей во всем ближнем зарубежье, – пояснил «НГР» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Это объективный процесс, который подстегивают изменения отношений с Россией и желание местных лидеров быть властителями собственной церкви. В Беларуси после 2020 года нет оппозиции, в том числе внутри экзархата (несколько клириков перебрались в Вильнюс и там перешли к Константинопольскому патриарху Варфоломею), а связи с Москвой только крепнут». Однако Синод беспокоит стратегическое позиционирование церкви и ее статус, фактически независимый от РПЦ, зато зависимый от белорусского государства, считает эксперт. 

«В Законе о свободе совести Беларуси указано на особую роль именно Белорусской православной церкви (БПЦ), – отметил религиовед. – Чиновники и масс-медиа всегда пишут о церкви как БПЦ. Уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак также говорит о БПЦ безо всяких приставок. В 2024 году было перерегистрировано религиозное объединение «Белорусская православная церковь», а приходы имеют в наименовании только БПЦ, без МП. Таким образом, указание Синода – это мягкое напоминание властям республики о статусе экзархата. Напрямую что-либо предписывать президенту Александру Лукашенко немыслимо, так как патриарх не может разрушать идиллию нынешнего союза России и Белоруссии».

До сих пор не разъяснено, в чьей канонической ответственности находится Западноевропейский экзархат. На портале религиозной организации обозначено: «Корсунская епархия. Патриарший экзархат в Западной Европе». Что касается Среднеазиатского митрополичьего округа, то его сайт сразу после заседания Синода пару дней не был доступен, а по поиску «Ташкентская епархия РПЦ» выдавалось название «Сайт Православной церкви в Узбекистане». Однако позже портал заработал. В шапке теперь значится: «Официальный сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви Московского патриархата». 

Митрополичий округ в Республике Казахстан пока так и называется на своем официальном сайте без всякой привязки к РПЦ. «Видимо, этим решением хотят подчеркнуть централизацию и формально укрепить связи с центром, переложив контроль за соблюдением этих норм на местные церковные структуры, – так отреагировал на синодальное постановление руководитель по связям с общественностью Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Александр Суворов. – Хотя, если смотреть трезво, кроме кадровых назначений и формальных решений, реальное влияние Москвы на церковную жизнь в Казахстане все же уменьшается: все больше процессов (вынужденно) приобретают локальный, пастырски-самостоятельный характер».

«Комментировать принятое решение непросто – не только из-за сложности канонических и административных нюансов, но и в силу непростого времени, в котором различия между социумами разных стран, даже внутри одного канонического пространства, становятся все ощутимее, – признался Суворов. – В этих условиях церковная дипломатия и внутреннее единство требуют все большего такта и богословской трезвости».

В полоцкой проповеди патриарх Кирилл говорил о «развитии нашей большой страны» без учета постсоветских государственных границ. «Имею в виду Россию, Беларусь, Украину, всех наследников Святой Руси», – уточнил глава РПЦ. То есть пространство бывших Российской империи и СССР воспринимаются им двойственно: и как одна «страна», и как разные государства, разделенные волею исторических судеб. Сейчас независимые политические образования, чья история имеет единое начало, находятся в разной степени близости к историческому духовному центру в Москве.

Напомним, в январе 2022 года, когда в Казахстане происходили гражданские беспорядки, патриарх Кирилл причислил это государство к «территории исторической Руси» (подробнее в «НГ» от 08.01.22). Есть сведения, что патриарх 17–18 сентября с.г. посетит Казахстан. Визит приурочен к саммиту религиозных лидеров, но у главы РПЦ, вероятно, будет и своя программа, скорее всего связанная с почитанием новомучеников советского времени. Информация о визите патриарха исходит от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (Могилева). 30 июля Могилев провел мероприятие в рамках подготовки к приезду главы РПЦ. Митрополит посетил храм во имя 12 новомучениц, пострадавших за Христа в Акмолинском лагере жен изменников родины.

«Решение Синода касается и митрополий в Центральной Азии, – отметил Лункин. – Из них лишь в Казахстане возник маргинальный, но медийно заметный инцидент с призывом одного из бывших священников создать автокефальную церковь Константинопольского патриархата в республике». В связи с этим акцент на упоминании РПЦ и МП (Московский патриархат) везде актуален, считает Лункин.

К каноническим частям Московского патриархата помимо экзархатов и митрополичьих округов относятся самоуправляемые церкви, митрополии, епархии, а также ставропигиальные монастыри, которые подчиняются непосредственно патриарху Кириллу. Самоуправляемыми церквами, согласно сайту РПЦ, считаются Украинская (УПЦ), Эстонская (ЭПХЦ) и Латвийская (ЛатПЦ), а также Православная церковь Молдовы (ПЦМ) и Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ). На сайтах этих структур, кроме РПЦЗ, в названии нет упоминаний об их принадлежности к РПЦ.

При этом только две из них (на Украине и в Эстонии) официально и сознательно отказались от добавления «МП». УПЦ под давлением украинских властей в мае 2022 года объявила независимость от РПЦ и убрала все упоминания о связях с ней как с сайта, так и из своего устава. Эстонская православная церковь также под диктатом политиков вынуждена была переименоваться весной 2025 года в Эстонскую православную христианскую церковь. Однако организация пока не изменила свой устав, в котором она значится как Эстонская православная церковь Московского патриархата. В то же время на портале Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии, который находится под непосредственным управлением патриарха Кирилла, нет упоминания РПЦ. 

Особая ситуация сложилась в Латвии. Парламент 8 сентября 2022 года на законодательном уровне изменил юридический статус национальной церкви на автокефальный. После этого латвийское духовенство обратилось к патриарху Кириллу с просьбой о предоставлении независимости, однако Московский патриархат по-прежнему считает ЛатПЦ самоуправляемой церковью в своей юрисдикции. Что, впрочем, никак не отражено на сайте этой организации.

Проблема наименования канонических частей РПЦ актуальна и для некоторых епархий. Например, на сайте Виленско-Литовской епархии значится «Православная церковь в Литве». Такой структуры, по версии административного управления РПЦ, не существует. Весной 2022 года духовенство во главе с митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием (Васильевым) попросило у Московского патриархата изменить статус их религиозного объединения. «Речь идет об особом статусе церкви, близком к автономии. Наша церковь не московская и не российская, а литовская, все решения по ее управлению принимаются в Литве. При полном отсутствии каких-либо финансовых связей с Московским патриархатом мы сохраняем каноническую и молитвенную связь с матерью-церковью и верность традициям русского православного благочестия», – заявил тогда Васильев. РПЦ создала специальную комиссию по рассмотрению этого заявления, а в марте 2023 года Синод постановил изучить обращение митрополита Иннокентия и выводы комиссии на заседании Архиерейского собора. Однако Собора не было много лет, и он все никак не состоится по разным внешним причинам. Поэтому, как бы ни хотела Виленская епархия РПЦ считать себя Литовской православной церковью, пока она остается небольшим церковным округом под управлением Московского патриархата.

В 2019 году к РПЦ присоединилась Парижская архиепископия, действовавшая до 2018 года в качестве экзархата Константинопольской церкви. Однако де-юре в составе Московского патриархата архиепископия сейчас не значится. На это нужно постановление Архиерейского собора, поскольку «статус, которым в составе Московского патриархата была наделена структура бывшего экзархата, не предусмотрен действующим уставом РПЦ». При этом на сайте архиепископии отражено, что она подчиняется РПЦ. Отметим, что глава организации митрополит Иоанн (Реннето) в последние годы дистанцировался от патриарха Кирилла и вообще от духовного центра в Москве.

Прошедший 24 июля Синод «имел суждение» не только о ближнем, но и о дальнем зарубежье. Московский патриархат развивает духовное наступление на Африканский континент. Заметно стремление синодалов придать Африканскому экзархату сложносоставную и законченную форму. И здесь тоже не обошлось без своеобразного «имяславия». Синод имел суждение о титуловании архиереев епархий на континенте. Теперь экзарх Константин (Островский) наречен Каирским и Северо-Африканским митрополитом. Этот титул дается ему вместо номинального «Зарайский» – по кафедре в одном из маленьких, но древних городов Московской области. Пока что не назначен епископ для юга континента. Но уже есть и для него титулование: Йоханнесбургский и Южно-Африканский. Временно управлять этой половиной Африки будет также митрополит Константин (Островский).

Уточнение титулов африканских епископов РПЦ представляет собой один из этапов становления этого молодого экзархата, отмечает Лункин. «Теперь это уже не просто миссионерская инициатива Московского патриархата, а самостоятельная церковная структура со своими приходами и духовенством в крупнейших государствах континента, – считает религиовед. – Епископ с титулом «Зарайский» воспринимался как временный управляющий из Москвы, учитывая, что местные клирики должны каждый раз упоминать его имя и титул за богослужениями. Постоянная миссия потребовала укоренения и титулов, и самих епископов. Помимо этого в титульных городах еще раз подчеркнута общеафриканская деятельность РПЦ – от Йоханнесбурга до Каира».

Лункин считает, что служение в Африке оказалось чрезвычайно успешным, и Московский патриархат осознал, что несет ответственность уже за тысячи прихожан и более чем сотню священников. «Для многих будущих епископов Африка может стать хорошей миссионерской и пастырской практикой, – отмечает религиовед. – В Каире служит также викарный епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев), который в 2024 году неожиданно был назначен из Москвы в Африку. В связи с решением Синода об экзархате стоит ожидать изменения его судьбы или по крайней мере титула. Очевидно, что появится и новый Южно-Африканский епископ». В ситуации конкуренции с Александрийским патриархатом, который считает Африку своей, «у Русской церкви шаг за шагом формируется полноценная епископская структура на столь перспективном с точки зрения новых обращений в православие континенте», считает эксперт.


Читайте также


Зеленский опять ввел санкции, теперь против российских музейщиков

Зеленский опять ввел санкции, теперь против российских музейщиков

Наталья Приходко

0
1048
Киев игнорирует идею "воздушного перемирия"

Киев игнорирует идею "воздушного перемирия"

Владимир Мухин

Отступая на фронте, украинские военные наращивают количество ударов дронами

0
2102
Киргизия и Узбекистан могут стать союзниками

Киргизия и Узбекистан могут стать союзниками

Виктория Панфилова

Центральная Азия на пороге новых геополитических альянсов

0
1316
В украинской Виннице произошло столкновение протестующих и силовиков...

В украинской Виннице произошло столкновение протестующих и силовиков...

Светлана Гамова

В Грузии оппозиция заявила о готовности к госперевороту

0
1149

Другие новости