0
830
Газета Полемика Интернет-версия

09.06.2001 00:00:00

Избавление от иллюзий?

Сергей Казеннов

Об авторе: Сергей Юрьевич Казеннов - заведующий сектором геостратегических проблем ИМЭМО РАН. Владимир Николаевич Кумачев - вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований.

Тэги: сша, буш


В "НГ" ОПУБЛИКОВАНА новая статья Томаса Грэхэма (Грэма) "Переосмысливая отношения между США и Россией". Грэхэм - ведущий аналитик Фонда Карнеги, близкий администрации Дж.Буша-младшего, он хорошо ориентируется в настроениях в вашингтонских коридорах власти. Скажем сразу, новое "послание коринфинянам" резко отличается и по тону, и по содержанию от предыдущих публикаций Грэхэма, в которых превалировало если не пренебрежение к России, то сожаление, а то и жалость. Этот материал - совсем другой, и хорошо, если он отражает наметки долговременной стратегии США на международной арене и, в частности, в отношении России. Хотя сам Т.Грэхэм подчеркивает, что выработка этой стратегии далеко не закончена. Более того, в высших эшелонах американского истеблишмента циркулируют если не исключающие друг друга, то весьма различные подходы. Первый из них - это, по сути, продолжение нынешней политики глобального превосходства единственной сверхдержавы, с принятием комплекса мер по консервации такого положения вещей. Вторая концепция гораздо более гибкая, она в куда большей мере учитывает мировые тенденции и долгосрочные перспективы, в том числе и весьма неоднозначные процессы, происходящие в самих США. Причем, как указывает Грэхэм, у второго подхода гораздо больше влиятельных сторонников.

В чем тупиковость первого подхода? Прежде всего он тупиковый для самих США. Изначально попытка Дж.Буша проводить жесткую политику, демонстративно не учитывающую интересы других, сразу же столкнулась с серьезным (и неожиданным для США) противодействием со стороны даже своих партнеров и союзников. Не случайно демонстративное унижение США в различных ооновских структурах (даже со стороны государств, бывших всегда лояльными Америке). Поэтому возможный (и необходимый) пересмотр жесткой внешней политики США - вовсе не филантропический жест со стороны американской администрации, а веление обстоятельств.

В этих условиях США просто вынуждены говорить не только о своих интересах, но и об интересах других (в том числе в плане их озабоченности дальнейшим курсом США), искать возможности расширения круга партнерских отношений, а также отойти от прежних планов сыграть на дискредитации внешней и оборонной политики предшественников-демократов, поскольку последние смогли предоставить "весомые контраргументы", способные повлиять на эффективность правления Дж. Буша-младшего. И все же пока нет уверенности, что это не тактический маневр республиканских властей, а убежденность в необходимости задействования если не альтернативной, то хотя бы серьезно скорректированной внешнеполитической и оборонной стратегии.

В достаточной ли степени это "прозрение" США соответствует тем драматическим изменениям, которые происходят в окружающем США мире? Имеется ли у Вашингтона, по выражению Грэхэма, "намного лучшее понимание фундаментальных тенденций, которые будут формировать международный климат далеко на будущее"? Почему, например, США испытывают сегодня такие трудности с обеспечением подлинной, надежной безопасности во многих регионах мира за пределами Североатлантической зоны? США слишком увлечены идеей глобализации и не обращают внимания на цивилизационные нестыковки. На практике США не считают необходимым сосуществование цивилизаций - только подчинение тому, кто сегодня сильнее. То, что есть другие системы ценностей, асимметричные американским, вызывает у них только непонимание и раздражение. Идти с такими взглядами в XXI век и дальше - расточительно, непозволительно и бесполезно. И это, возможно, главное, чего США не понимают и не хотят понимать.

Или другая проблема. По мере ослабления военно-политического напряжения на европейском театре на первый план неизбежно выходят такие противоречия, как экономическое соперничество единой Европы с другими центрами совокупной мощи, в том числе с США. И попытки США "рассказать" Европе о том, что ей угрожает (идя ради этого даже на поддержание "в рабочем состоянии" Балканского котла), не очень получаются. Можно утверждать, что за предыдущее десятилетие США "упустили" Китай и сегодня силятся найти новые инструменты, партнеров и исполнителей для решения проблемы Поднебесной - пока без видимого результата. Китай становится уже не региональной, а глобальной сверхдержавой, он требует к себе особых подходов. Заметим, что проблема "нового Китая", характер взаимодействия с ним важны и для России.

Наконец, показательна для вашингтонского "тянитолкая" политика в отношении национальной ПРО. Похоже, что администрация Буша уже не очень представляет, что ей делать с этой инициативой. На первый план выходят непроработанность технической стороны программы, очень значительные финансовые затраты, куда более прохладная поддержка со стороны американского общества и истеблишмента, наконец, весьма настороженная, а то и негативная реакция из-за рубежа. Даже те, кто не хочет говорить Америке неприятные вещи "в лицо", находят возможность по-другому выразить свое истинное мнение о данной инициативе Буша. Это относится и к Европе, и тем более к Китаю, и ко многим другим, пусть менее весомым, но в общем хоре противников НПРО хорошо слышимым и спевшимся исполнителям. Что касается России, то ее негативная позиция по данному вопросу прагматична и убедительна.

Принятие американского плана НПРО может привести к катастрофическим последствиям. Причем по мере реализации этого плана проблем и противоречий на международной арене только прибавится, и они напрямую и неминуемо коснутся США. Это прежде всего деление мирового сообщества на тех, кто окажется под "американским зонтиком" и вне его. А это в дополнение к уже идущему полным ходом глобальному межцивилизационному кризису - очень опасно, ставит серьезнейшие преграды на пути процессов глобализации, на которую США вроде бы так нацелены. Далее, США, декларирующие и демонстрирующие глобальное военное присутствие, собираются "накрыть" зонтиком НПРО и свои Вооруженные силы в разных точках мира. Не говоря уже об огромной цене всего этого (экономической и политической), это неизбежно приведет к новому витку изощренного террора, к гонке вооружений в разных регионах мира, в том числе к гонке дешевых, "асимметричных" неконвенциональных видов оружия, против которых НПРО бесполезна - все равно как из пушки по воробьям.

США придется в ходе согласований и достижения компромиссов давать серьезные отступные тем, кто все же сочтет возможным поддержать американскую инициативу по НПРО, - и это могут быть весьма солидные даже для США отступные в экономической, политической и иных сферах. США очень беспокоит фактор Китая; в значительной степени, если без обиняков, НПРО США нацелена на сдерживание пока еще куцего, но готового к резкому наращиванию китайского ракетно-ядерного потенциала. Так вот, инициатива США подействует на Китай как мобилизующий фактор. Соревноваться - так соревноваться, Китай к этому готов, он даже ждет этого.

Наконец, ядерную угрозу для США представляют вовсе не стратегические ракеты стран-изгоев. Есть куда более прозаические - дешевые, доступные и скрытные средства доставки. И, вообще, кто гарантирует, что какое-нибудь "изделие" не ждет своего часа где-нибудь в укромном месте на Манхэттене, в Саннивейле или Калвер-сити? Короче, ставка на программу НПРО как на средство создания "абсолютной" системы безопасности, упрочения статуса сверхдержавы, укрепления и создания новых партнерских отношений может оказаться величайшим стратегическим просчетом.

Серьезный плюс рассуждений Грэхэма в том, что он "вспомнил" про Россию как возможного партнера и даже союзника США на перспективу. Не только с точки зрения двусторонних отношений, но и в плане формирования нового устойчивого глобального миропорядка. Очень мудрый посыл! Как показывает анализ, у США с Россией уже сегодня и тем более завтра действительно оказывается МЕНЬШЕ противоречий и проблем, чем у США со многими другими членами мирового сообщества, в том числе и среди близких и "надежных" партнеров США в разных регионах мира. Если, конечно, все время не оглядываться назад и не мерить наши отношения формулами холодной войны.

Россия - важнейший элемент в системе безопасности Евразии, в том числе и на территории бывшего СССР. Похоже, в Вашингтоне наконец-то (лучше поздно, чем никогда) приходят к пониманию этого. В каком бы ослабленном состоянии сегодня не находилась Россия, она занимает центральное стратегическое положение на стыке важнейших геополитических зон и регионов, на траверсе основных транспортно-инфраструктурных коридоров будущего. Просто наблюдать или тем более способствовать превращению России из важного "балансира" международных отношений в "пространство", "соединительную ткань" - геополитически проигрышно для США. Россию в ее стратегическом качестве просто нечем заменить, а дальнейшее ослабление России, ее коллапс и атомизация приведут к существенным подвижкам на значительных пространствах Евразийского континента, особенно в его восточной и южной частях, к резкому изменению баланса сил (кстати, не в пользу США).

Отсюда озабоченность Грэхэма тем, чтобы не допустить снижения присутствия России (политического, экономического, оборонного) в Восточной Азии, призыв к координации политики двух стран в отношении регионов Центральной Азии, Каспия, Закавказья. Так, уже проведены российско-американские консультации по Афганистану, и многие позиции сторон оказались достаточно близки. Что касается проблемы НПРО США, то здесь отношения двух стран действительно поджидают серьезные испытания. Но реалистичное решение (не сводимое к его навязыванию, "продавливанию"), имеющее в виду декларируемые самими США долгосрочные цели формирования гармоничного мира, должно быть найдено.

Так что сближение, а в ряде случаев даже унификация взглядов и подходов США и России ко многим ключевым международным проблемам необходимы в интересах не только российско-американских двусторонних отношений. Без этого невозможно создание базы, в том числе концептуальной, для формирования нового мирового порядка, который, как надеется Грэхэм, будет способствовать тому, "чтобы процветание распространилось по всему миру". И это очень серьезная работа для политиков, политологов, военных, бизнес-элит двух стран. Только прежде чем "пересматривать" (именно пересматривать, а не перепахивать!) нынешние структуры, унаследованные "от мира, который больше не существует", следует как можно более точно просчитать, какие конструкции могут прийти им на замену. Конструкции, способные выдержать политические и иные перегрузки очень непростого XXI века. Очень возможно, кстати, что именно определенный консерватизм, инерционность системы международных отношений и их правового оформления являются отнюдь не "тормозом", а важным стабилизирующим фактором. Так, может, не стоит спешить непременно все "пересматривать", а кое-какие структуры (тот же Договор 1972 г.) нужно, наоборот, "отремонтировать" и укрепить, вписать в современный глобальный политический контекст?

Томас Грэхэм весьма самокритично говорит о десятилетии неэффективного вмешательства США в макрополитику и макроэкономику России. Однако оставить теперь Россию наедине с ее проблемами (и долгами) было бы отнюдь не лучшим вариантом американской политики. Понимание для США проблем сегодняшней России - это осознание безальтернативности определенной трансформации курса реформ, исправления уже сделанных ошибок, обеспечения поддержки и стимулирования со стороны властных структур, а в необходимых случаях даже регулирования экономики и социально-экономической среды в целом. Особенно в таких регионах, как Восток и Север России, где одни только "рыночные" методы без серьезных сопутствующих мер не могут работать по объективным причинам. И если действительно США заинтересованы в сохранении "здорового присутствия" России в Восточной Азии и Восточной Евразии в целях сохранения регионального баланса сил и интересов, сдерживания амбиций региональных сверхдержав, то поддержка такой позиции со стороны США и мирового сообщества, прямая и косвенная, будет отнюдь не лишней. В том числе через более полное вовлечение экономик, предприятий регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока в международное разделение труда. Или США устраивает ситуация, когда через определенное время многие из этих предприятий могут оказаться, по сути, придатком ВПК сопредельных государств? Так что сегодня США должны серьезно, конкретно и адресно помочь России, что будет весомым вкладом и в укрепление собственной национальной безопасности США. И совершенно не нужно выжидать, обусловливая эту помощь, например, передачей одному из наших соседей четырех российских островков. Потому что после этого на Дальнем Востоке наверняка объявятся и другие претенденты на куски, причем куда более обширные, российской территории, а это уж совсем не в интересах США.

Хорошо, что Грэхэм призывает заменить на что-то куда более конструктивное и устойчивое наше, как он выражается, "иллюзорное, обманчивое, неискреннее партнерство 90-х годов". Главное, однако, чтобы на смену одним иллюзиям в российско-американских отношениях не пришли другие. И для того, чтобы этого не случилось, должна еще многое осмыслить и осознать не только Россия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
1010
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1111
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
360
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1478

Другие новости