0
1274
Газета Печатное дело Интернет-версия

07.04.2010 00:00:00

Свидетель двух миров

Тэги: воспоминания, священник, гулаг


воспоминания, священник, гулаг

Фудель С.И. Воспоминания. – М.: Русский путь, 2009. – 208 с.

Личное воспоминание. Начало перестройки. Религиозные философы, самиздат и тамиздат все еще под запретом. Я, молодой парень, читаю «Воспоминания об отце Павле Флоренском» некоего Ф.И.Уделова. Небольшой переплетенный ксерокс с издания YMCA-Press. Ощущение прикосновения к какому-то неизведанному миру. Миру, наполненному религиозной свободой. И вместе с тем ощущение какой-то внутренней дисгармонии. Боли? Надломленности?

Ф.И.Уделов – это псевдоним Сергея Фуделя (1900–1977), человека, заставшего и религиозный ренессанс Серебряного века, и ГУЛАГ. Может быть, от этого и надломленность. Но все по порядку. Сначала Серебряный век.

Вот уже упомянутый Флоренский, с которым дружил отец Сергея священник Иосиф Фудель (кстати, еще одним его знакомым был писатель и критик Константин Леонтьев), а затем и сам мемуарист. «В непогоде тих» – подпись под одной из виньеток-эпиграфов книги Флоренского. Таким и остался он в моей памяти». Или краткая зарисовка другого священника – отца Сергия Булгакова: «Помню острые и умные статьи Булгакова, в частности, о Достоевском, о котором он говорил лучше всех, сам представляя собой точно сплав всех трех братьев Карамазовых. Но все-таки Алеши в нем было меньше, чем Ивана, и потому, в те годы во всяком случае, в нем было слишком много профессиональной публицистики. Сам себя он называл тогда Колей Касаткиным». Интересная характеристика и не менее интересная самохарактеристика. Ценно свидетельство Фуделя и о том, что Булгаков колебался, издавать ли тексты нижегородской журналистки Анны Шмидт, бывшей некогда корреспондентом Владимира Соловьева, искренне считавшей себя воплощением Софии Премудрости Божией. В итоге все-таки издал. Кажется, за свой счет.

Теперь ГУЛАГ.

Фудель одно время сидел в камере с известным религиозным философом, а затем и священником Валентином Свенцицким (связь с Серебряным веком). Он «еще недавно перед этим был в гуще интеллигенции, писал в газетах и журналах вместе с Мережковским и Гиппиус, а теперь носил черный подрясник и, хоть и женатый священник, монашеские четки. Это был человек большой и трудный┘ В нем чувствовалась тогда мощь духовного борца, находящегося в смертельной схватке «невидимой брани» и еще не достигшего покоя. Мира души как трофея победы в нем еще не чувствовалось, но самая борьба его, настолько реальная, что как бы уже видимая, была сама по себе учительна и заразительна для других. Он был именно устремлен ко Христу».

Фудель представляет разнообразные типы священнослужителей и просто верующих, попавших в ГУЛАГ. Вот один из них, вопрошающий мемуариста: «Вот я приеду в лагерь. Могу ли я покончить с собой?» А московский протоиерей Иоанн Крылов, напротив, занимался катехизаторством, крестил.

И еще один типаж. Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). «Для всех ссыльных священников владыка любил делать очень искусные иерейские кресты из картона и бумаги, золотой и серебряной, и священники, когда совершали богослужение, всегда их надевали. Был при этом случай, который смутил и огорчил владыку. Сделал он одному священнику «золотой» крест. Тот его с удовольствием принял, но тут же попросил написать ему удостоверение о том, что он «награжден золотым крестом». Оказалось, что он у себя в епархии имел только серебряный. Огорчила владыку, конечно, эта деловитость, да и собственная неосмотрительность».

Описывает Фудель и условия заключения. «Совершить службу стало уже как-то затруднительно: кругом были, так сказать, не Мити Карамазовы и даже не Смердяковы, а просвещенные потомки Чернышевского, вежливо, но чуть презрительно поглядывавшие на попов и совершенно не понимающие, почему они, собственно, оказались вместе под тюремной крышей». Отношение со стороны охраны – особое дело. Фудель вспоминал, как пытавшегося бежать заключенного прогнали сквозь строй, избивая шомполами. Прямо иллюстрация к новелле Толстого «После бала».

А самиздатовские воспоминания о Павле Флоренском я все же сохранил. Несмотря на возможность получить «родное» парижское издание или его отечественную перепечатку. Как свидетельство эпохи. В том числе и эпохи Сергея Фуделя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1255
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
1011
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1608
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1304

Другие новости