0
528
Газета Тенденции Печатная версия

03.06.2025 16:35:00

1700-летие Вселенского собора христиане отмечают совсем не соборно

Смерть папы Франциска развеяла масштабные экуменические замыслы

Тэги: первый никейский собор, юбилей, христианство, история, православие, католицизм, патриарх варфоломей, патриарх кирилл, рпц, константинопольская церковь, древневосточные церкви, экуменизм


первый никейский собор, юбилей, христианство, история, православие, католицизм, патриарх варфоломей, патриарх кирилл, рпц, константинопольская церковь, древневосточные церкви, экуменизм Никейский собор первыми помянули те церкви, которые не признают Четвертый, Халкидонский, Вселенский собор. Фото с сайта www.copticorthodox.church

Глава Константинопольской церкви патриарх Варфоломей 1 июня совершил в церкви Святого Георгия на Фанаре (район Стамбула, где располагается Константинопольский патриархат) торжественную литургию в честь 1700-летия Первого Вселенского Никейского собора, а также зачитал особую патриаршую энциклику, которая была подготовлена «в ознаменование годовщины исторического события». Патриаршее послание по случаю этого празднования направил верующим в этот день также  патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Совещание христиан Римской империи было протяженным во времени событием, но именно 1 июня церковь отмечает память отцов Первого Вселенского Никейского собора. При этом календарные торжества в честь 1700-летия стартовали еще 20 мая, в день, когда в 325 году собрание епископов на тот момент единой и неразделенной церкви начало работу.

Но все же очевидно: даже в восточном христианстве, не то что во всемирной Церкви, сегодня нет того соборного единения, которое было целью исторического Собора. 1 июня с.г. хоть и совершались торжественные богослужения в православных церквах, однако масштабных общих мероприятий на уровне глав религиозных организаций не было. Часть церквей находится вне литургического единства друг с другом. Пример тому – РПЦ, которая из-за создания Православной церкви Украины прекратила евхаристическое общение с Константинопольской, Александрийской, Элладской и Кипрской церквами.

Когда был жив папа Римский Франциск, Константинопольский патриархат планировал широко отметить 1700-летний юбилей. Понтифик должен был прибыть в Турцию 26 мая и посетить город Изник, который в древности носил название Никея. Предполагалось, что в Изнике пройдут торжества, а итогом апостольского визита станет общее заявление о едином дне празднования Пасхи у католиков и православных. Однако после смерти папы 21 апреля эти планы сошли на нет.

В Католической церкви в начале апреля был опубликован документ Международной богословской комиссии «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. 1700-я годовщина Вселенского Никейского собора». При новом папе Льве XIV никаких особых мероприятий, посвященных годовщине Собора, не проводилось, однако известно, что он запоздало отпразднует круглую дату вместе с патриархом Варфоломеем в конце ноября, когда прибудет с визитом в Стамбул.

На этом фоне выделяется совместное празднование патриархами Древневосточных церквей. 18 мая глава Коптской православной церкви Тавадрос II принял в своей резиденции в Каире патриарха Антиохийского и всего Востока Сирийской православной церкви Мора Игнатия Ефрема II, а также католикоса Армянской православной церкви Великого дома Киликийского (Ливан) Арама I. Они подписали совместную декларацию, в которой говорится: «На нашей встрече мы подтвердили единство веры, которое с самого начала христианства было основой нашей общей доктринальной позиции и богословского наследия». На праздничном мероприятии также присутствовали глава Александрийской православной церкви Феодор II, епископ Англиканской церкви в Египте, Северной Африке и на Африканском Роге Сами Фаузи, президент Евангелической церкви в Египте Андреа Заки.

Древневосточные кафедры не входят в сообщество поместных православных церквей, поскольку признают постановления только трех первых Вселенских соборов. При этом Армянская апостольская церковь, приняв решения Собора 325 года в Никее, сохранила свои традиции и богословские особенности, а Сирийская и Коптская церкви, согласившись с постулатами Никейского собора, позднее стали развивать собственные догматические и ритуальные практики, что в итоге привело к определенным различиям в понимании веры.

Именно богословские прения, развернувшиеся на Востоке, некогда послужили поводом для созыва Первого Вселенского собора. К III веку в христианстве появились различные течения, из которых выделялось арианство. Александрийский пресвитер Арий отрицал единосущность Бога Сына и Бога Отца, считая Сына творением, а не Богом. Римский император Константин I Великий, который в 313 году Миланским эдиктом установил свободу вероисповедания, хотел разрешить спор. Он повелел приехать в Никею епископам не только из разных областей империи, но и с территорий, не входивших в ее состав. 20 мая 325 года 318 архиереев начали соборные заседания. Официально открыл собрание император Константин лишь 14 июня, а уже 19 июня был принят Никейский символ веры, в котором прописывалась божественная природа Христа. Помимо этого, Собор принял 20 канонов, осудил арианство и установил время ежегодного празднования Пасхи.

Документов Собора не сохранилось, но из дошедших преданий известно, что собрание проходило непросто. Бытует история, согласно которой архиепископ Мир Ликийских Николай, известный еще как святитель Николай Чудотворец, во время одного из заседаний дал пощечину Арию. За это архиерей был подвергнут церковному суду, но впоследствии оправдан. Правда, некоторые историки Церкви полагали, что пощечины не было, а спор о природе Христа во многом разрешил другой епископ – Спиридон Тримифунтский. Он якобы сжал в руке кирпич, из которого вышел огонь, потекла вода, а в руках у Спиридона осталась глина. Так наглядно были продемонстрированы три стихии, которые уместились в одном кирпиче, что и утвердило участников в мысли о единстве Бога в трех лицах.

Ожесточенные споры вызвала и идея обязательности целибата (безбрачия) для всех церковных служителей. В итоге Никейский собор постановил сохранить существующий статус-кво и оставить за клириками право выбора. В Католической церкви целибат, как каноническую норму, для субдиаконата (иподиаконов) и более высших санов (священников и епископов) окончательно закрепил лишь Второй Латеранский собор в 1139 году, то есть уже после Великого церковного раскола 1054 года. В православии, как и в восточнокатолических церквах, брак допускается, если его заключение предшествует посвящению в диаконский и священнический сан, поскольку в своем отношении к браку православие руководствуется прежде всего 13-м правилом Пято-Шестого Вселенского, или Трулльского собора 691–692 годов. В православных церквах признаются лишь семь первых Вселенских соборов, прошедших до 787 года, а в католической – 21 Собор. Последний из них – Второй Ватиканский – состоялся в 1962–1965 годах.

До наших дней дошла точная дата завершения Первого Никейского собора – 25 августа 325 года. Так что у православных церквей еще есть время солидарно отпраздновать 1700-летие исторического события. Глава католиков, как уже было сказано, в эти даты не укладывается.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Что за семейство!

Что за семейство!

Георгий Азатов

Александр Пушкин и его такие разные посвящения Наталье Гончаровой

0
172
Когда румяный комсомольский вождь…

Когда румяный комсомольский вождь…

Геннадий Евграфов

Анатолий Гладилин и поколение «измученных соцреализмом»

0
910
Вся эта жизнь – фантасмагория

Вся эта жизнь – фантасмагория

Николай Фонарев

Игорь Харичев презентовал сборник невыдуманных историй

0
151
Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Елена Герасимова

Усиливается региональный компонент в национальной системе образования

0
879

Другие новости