0
8590
Газета Реалии Интернет-версия

07.07.2017 00:01:00

Братский союз Анкары и Дохи

Алексей Носков

Об авторе: Алексей Юрьевич Носков – независимый эксперт.

Тэги: египет, бахрейн, джибути, аравия, сша, катар, турция, насер, запад, баас, хамас


египет, бахрейн, джибути, аравия, сша, катар, турция, насер, запад, баас, хамас Заместитель генсекретаря «Братьев-мусульман» Заки Бани Иршаид (в центре) на митинге после своего освобождения из иорданской тюрьмы. Фото Reuters

В начале июня 2017 года Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн заявили о разрыве дипотношений с Катаром и о введении ряда санкций в отношении Дохи, а также предъявили требования к политическому руководству эмирата. Позднее к ним присоединились некоторые иные страны региона.

Руководство Катара отвергло предъявленные обвинения и заявило об отказе изменять свой внешнеполитический курс.

БУРЯ В ЗАЛИВЕ

Перспективы конфликта пока неясны. Разногласия между странами довольно серьезны, и вряд ли какая-то из сторон в этих условиях готова признать свою неправоту. Последствия же конфликта уже ощутимы за пределами Персидского залива. К примеру, вывод катарского миротворческого контингента, размещенного между Эритреей и Джибути в 2011 году, в ответ на антикатарскую позицию последней уже повлек за собой обострение военной обстановки на границе между двумя странами и возникновение угрозы нового вооруженного конфликта.

Катар – крупнейший поставщик сжиженного природного газа (СПГ), а огромные доходы от экспорта углеводородов позволили ему инвестировать в самые разные проекты по всему миру, включая европейские страны и США. Ввиду этого введенные санкции экономического характера также не будут иметь катастрофических последствий для экономики эмирата и уровня жизни населения. Хотя решение Эр-Рияда о закрытии границ создало предпосылки для перебоев в обеспечении населения продовольствием и иными товарами, а запрет на использование воздушного пространства нанес ощутимый удар по позициям на рынке авиаперевозок компании Qatar Airways.

Что касается возможного военного конфликта, то исключать такой сценарий нельзя. Особенно с учетом того, что вооруженные силы эмирата значительно уступают по своему потенциалу Саудовской Аравии и иным странам Аравийского полуострова.

Однако для осуществления подобных замыслов есть серьезные препятствия, так как в качестве своеобразного гаранта безопасности Катара рассматривается факт наличия на его территории базы ВС США «Аль-Удейд». Она является как пунктом базирования подразделений ВВС США, так и важным звеном управления военных мероприятий США на всем Ближнем Востоке. По некоторым оценкам, база «Аль-Удейд» выполняет и координирующие функции при организации деятельности военных баз США на территории Афганистана, Пакистана, Турции, Ирака и стран Аравийского полуострова. Ввиду этого вероятный военный конфликт с Катаром может перейти дорогу и интересам США в регионе. Принять же политическое решение о переносе этой базы в другую страну Вашингтону будет непросто хотя бы исходя из соображений технического характера.

Однако в случае потребности «поддержать демократизацию» в Катаре наличие американской базы отменяет и необходимость присылать сюда авианосную ударную группу: размещенных сил вполне достаточно, чтобы кардинальным образом повлиять на развитие ситуации в эмирате, численность армии которого оценивается всего в 10 тыс. человек.

Помимо военного вторжения возможна и дестабилизация обстановки в самом эмирате с непредсказуемыми последствиями, что воспринимается как более реальная угроза. Похожая ситуация уже имела место в 2011 году, когда на территорию Бахрейна были введены подразделения Саудовской Аравии и некоторых других арабских стран с целью подавления протестов и сохранения действующего режима.

По утверждению некоторых египетских СМИ, в охране эмира Тамима бин Хамада уже принимают участие подразделения иранского Корпуса стражей исламской революции. Также Тегеран и Анкара выразили озабоченность в связи с кризисом и одними из первых согласились оказать помощь в решении возникших проблем продовольственной безопасности Катара, открыв воздушный мост и организовав морскую логистику.

Спустя два дня после заявления Каира, Эр-Рияда и Абу-Даби о разрыве дипломатических отношений, 7 июня, турецкий парламент ратифицировал два соглашения с Дохой. Первое касается размещения дополнительного контингента войск на территории Катара (указывается численность в 3 тыс. человек) вдобавок к уже присутствующим 150 турецким военным. Второе обеспечивает возможность проведения обучения силами турецкой жандармерии своих катарских коллег.

Эти соглашения были подписаны задолго до возникшего кризиса, а президент Турции Реджеп Эрдоган поспешил успокоить общественность словами, что договоренности имеют цель только поспособствовать общей безопасности в Персидском заливе и не направлены против какой-либо страны.

Однако сложившийся альянс Анкара–Доха уже очевиден: Катар является крупным инвестором в турецкую экономику, а отношения президента с эмиром Тамимом характеризуются как дружественные. В 2016 году Катар был в числе первых, заявив о поддержке Эрдогана после попытки военного переворота в Турции. И этот альянс способен значительно повлиять на военно-политическую ситуацию во всем регионе Ближнего Востока.

К ИСТОРИИ ИСЛАМСКОЙ ОППОЗИЦИИ

Одним из обвинений со стороны государств, объявивших бойкот Катару, стала поддержка последним движения «Братья-мусульмане» в регионе.

Анкара решила увеличить численность своих военнослужащих в Катаре. 	Фото Reuters
Анкара решила увеличить численность своих военнослужащих в Катаре. Фото Reuters

В российской прессе эта организация зачастую описывается как политические маргиналы или экстремисты. Но при этом ее сущность и роль в происходящих в современном исламском мире процессах более широки: по степени влияния эта организация может быть сравнима с реформаторскими движениями в Европе в XVI столетии, например, кальвинизмом или лютеранством.

Собственно, «Братья-мусульмане» зародились более чем за 40 лет до появления Катара как независимого государства, что было обусловлено рядом причин.

Как и для Европы, XX век явился эпохой великих перемен и тяжелых испытаний для арабских стран, в том числе Египта. Несмотря на признание независимости от Великобритании в 1922 году, на протяжении следующих трех десятилетий экономическая и политическая зависимость от Лондона оставалась чрезмерно высокой. Это сопровождалось ущемлением чувства национальной гордости, негативным восприятием элементов западной культуры и традиций, нерешенностью многих социально-экономических проблем.

В тяжелой ситуации людям и народам разных вероисповеданий зачастую свойственно обращаться к религии в надежде найти в ней помощь и поддержку. Не стало исключением и египетское общество, часть которого представлена глубоко верующими мусульманами.

Таким был и Хасан аль-Банна, молодой школьный учитель, выросший в семье имама и с ранних лет увлекающийся теологическими науками. Работая в Исмаилии, самом вестернизированном городе Египта того времени, он считал, что культурное влияние Запада наносит вред египетскому обществу, спасение для которого он видел в повышении роли религиозных институтов и возврате к исламским традициям.

История «Братьев-мусульман» началась в 1928 году, когда шестеро рабочих компании, связанной с эксплуатацией Суэцкого канала, увлеченные проповедями эрудированного молодого человека, решили присоединиться к нему, образовав собственное движение. Спустя уже 10 лет организация стала известна во всех провинциях Египта, а число сторонников достигло полумиллиона человек.

Однако после прихода к власти «Свободных офицеров» в 1952 году во главе с Гамалем Насером отношения нового правительства, представлявшего собой арабских националистов, и исламской оппозиции стали непростыми и даже враждебными. Основная причина – конкуренция за власть.

Шли годы, в Египте произошли огромные перемены: национализирован Суэцкий канал, реализован ряд крупных инфраструктурных проектов, проведены масштабные реформы, правительство Насера взяло курс на сближение с СССР, в экономике вводились принципы социализма, расширился доступ к образованию, разрастались города. Одной из главных целей была провозглашена подготовка к победоносной войне с Израилем.

Однако эпоха великих перемен приносила улучшения далеко не всем: миллионы египтян прозябали в нищете, особенно в сельской местности, новые городские пригороды нередко представляли собой нищие трущобы, отсутствовала возможность обеспечить всех граждан занятостью, в том числе выпускников многочисленных университетов. Да и уровень заработной платы служащих зачастую оставался мизерным. Значительная часть молодежи не видела перспектив для своего будущего.

Не принесла счастья и политика открытых дверей, провозглашенная в 1970-х новым президентом Анваром Садатом: несмотря на приток иностранных инвестиций, западных товаров, начало развития туристического сектора, обогатиться сумела лишь часть населения страны, что еще сильнее разделило египтян по социальному признаку.

Влияние оказало и унизительное поражение от Израиля в Шестидневной войне 1967 года, что воспринималось в том числе как результат выбора ошибочного пути развития Египта, который, как утверждали «Братья-мусульмане», принял чужие ценности, а не остался верен своим религиозным традициям.

Разочарованные в своих властях, провозгласивших сначала социализм, затем капитализм, многие египтяне задавались вопросом: где же справедливость, обещанная исламом? Ответ на него предлагала исламская оппозиция.

Если в первые годы существования наиболее многочисленной базой для сторонников «Братьев-мусульман» являлись представители беднейших и наименее образованных слоев общества, то уже начиная с 1970-х годов их взгляды стали разделять люди со средним по египетским меркам достатком: жители новых пригородов, студенчество, молодые выпускники университетов. Тем более исламская оппозиция участвовала и в социальных проектах: строила школы, больницы, оказывала помощь наименее защищенным слоям населения, а их социальная политика иногда воспринималась как более эффективная по сравнению с государством. К концу нулевых годов количество сторонников «Братьев-мусульман» в Египте исчислялось десятками миллионов. Они представляли собой значительную и неотъемлемую часть общества.

Хотя «Братья-мусульмане» заявляли о недопустимости применения насилия, отдельные египетские группировки шли на самые крайние меры в своей борьбе. К таковым можно отнести «Аль-Джихад», «Аль-Гамаа аль исламийя» и некоторые иные. Противостояние их и властей порой принимало характер настоящих боевых действий с атаками на военные и административные объекты, убийствами чиновников, террористическими актами, в том числе направленными на подрыв экономики, присутствия иностранного бизнеса и туристической отрасли. Для борьбы с ними власти использовали почти все имеющиеся способы, включая массовые аресты, проведение спецопераций, деятельность военных трибуналов, выносивших смертные приговоры. Однако репрессии зачастую только делали экстремистов более убежденными и жестокими.

При этом далеко не все сторонники исламской оппозиции в Египте и за его пределами поддерживают идею террора и вооруженной борьбы.

Правительство Египта не отвергало и диалог с оппозиционерами, в том числе даже с самыми радикальными группировками.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

Примерно с 1940-х годов идеи «Братьев-мусульман» стали набирать обороты и за пределами Египта. Отношения политического руководства и исламской оппозиции в каждой стране складывались по-разному.

В 1945 году организация появилась в Иордании, а ее политическое крыло с конца 1980-х занимало лидирующие позиции в национальном парламенте. Правда, придерживаясь более либеральных по региональным меркам взглядов.

В Сирии после прихода к власти светской партии «Баас» в 1963 году противостояние с «Братьями-мусульманами» приняло острый характер, кульминацией которого стало восстание в Хаме в 1982 году. В ходе его подавления было убито несколько тысяч человек, а власти провозгласили цель полностью искоренить эту организацию. К примеру, с 1980 года сирийское законодательство предусматривало смертную казнь только за один факт принадлежности к «Братьям-мусульманам». Ослабленное репрессиями, движение не представляло из себя единую структуру в Сирии и не играло большой роли в военно-политическом кризисе, начавшемся в 2011 году.

Саудовская Аравия в 1960-е годы поддерживала египетских «Братьев-мусульман», в том числе материально, с целью борьбы с режимом Гамаля Насера. Однако вскоре эта организация стала представлять угрозу для политического руководства королевства, требуя политических реформ и особенно сокращения американского военного присутствия в стране. Как и в ОАЭ, организация признана террористической и запрещена в Саудовской Аравии в 2014 году.

В секторе Газа «Братья-мусульмане» сыграли главную роль в интифаде 1987 года и формировании движения ХАМАС.

Под влиянием идеологии «Братьев-мусульман» были основаны исламские оппозиционные партии «Ан-Нахда» в Тунисе (долгое время находилась под запретом) и в меньшей степени Партия справедливости и развития в Марокко. В Йемене, Ираке и Ливане подобные движения также находились в оппозиции.

История отношений Катара с этим движением началась в 1970-х годах, сразу после обретения им независимости. Крошечная страна, населенная по большей части бедуинскими кочевниками, испытывала огромный дефицит в кадрах для создания институтов государства. В эмирате, где религиозные традиции были глубоко внедрены в общественную жизнь, а светский путь развития отвергался, были востребованы в том числе и бежавшие от репрессий властей египетские и сирийские оппозиционеры, многие из которых были хорошо образованными людьми. Они внесли значительный вклад в создание системы образования Катара и в формирование политических взглядов целого поколения страны. Позднее «Братья-мусульмане» стали превращаться и в инструмент политического влияния Дохи в арабском мире.

Турецкая модель как пример для многих

Но наибольшего успеха исламские политические движения сумели добиться в Турции. Значительная часть духовенства и населения была настроена оппозиционно к процессу вестернизации и реформам, проводимым Кемалем Ататюрком, практически с самого начала создания Турецкой Республики в 1923 году. После смерти Ататюрка в 1938 году исламская оппозиция стала постепенно выходить на политическую арену, а в 1972 году была создана Партия национального спасения, открыто призвавшая к восстановлению исламских ценностей. Позднее эта партия неоднократно переименовывалась, запрещалась, а два года спустя после победы на выборах 1995 года она была отстранена от власти в результате вмешательства военных.

Однако последовательность, умение извлекать уроки из своих ошибок и находить компромисс с разными слоями турецкого общества дали свой результат: Партия справедливости, представляющая политический ислам, одержав победу на выборах 2002 года, до сих пор является доминирующей партией в Турции. Первое десятилетие ее правления отмечалось положительными достижениями в турецкой экономике, стабилизацией внутренней политической ситуации, прогрессом во взаимодействии с ЕС, а провозглашенный принцип «ноль проблем с соседями» позволил сконцентрироваться на решении внутренних задач.

Переломным моментом в истории исламской оппозиции на Ближнем Востоке стала арабская весна, начавшаяся в 2011 году.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Правящие режимы были свергнуты в Тунисе, Египте и в Ливии, серьезные политические потрясения произошли в Марокко, гражданская война началась в Йемене и в Сирии.

В те дни многие эксперты пытались ответить на вопрос, куда же идет арабская улица. Однако четкого понимания этого не было даже в самом арабском обществе: политической силы, которая пользовалась однозначной поддержкой населения, просто не существовало, идеи социализма и арабского национализма себя изжили, а партии по образцу и подобию европейских казались слишком чуждыми.

В качестве одной из немногих альтернатив свергнутым диктатурам воспринималась турецкая модель.

Во-первых, за десятилетие нахождения у власти Партия справедливости, зачастую воспринимаемая как родственная движению «Братья-мусульмане» по своей идеологии, сумела доказать, что политический ислам может вполне мирно существовать с принципами демократии, что признавалось даже в Европе.

Во-вторых, был очевиден и экономический успех Турецкой Республики в виде уверенного роста ряда показателей.

Большое влияние на экономический аспект восприятия оказывает и богатейший Катар. Огромные запасы нефти и газа, «дарованные Аллахом», позволили создать роскошные условия жизни для подданных эмирата, который сохранил верность религиозным традициям: в 2011 году уровень доходов на душу населения составлял 102 тыс. долл. Для сравнения: в Египте, управляемом светским режимом, аналогичный показатель тогда был всего 6,5 тыс. долл. на душу населения. По мнению многих сторонников исламской оппозиции, это не случайное совпадение.

В-третьих, в отличие от многих европейских политиков, турецкое руководство было более решительным в отношении постреволюционных стран, заявив о намерении поддержать постреволюционные страны в их стремлении к демократии и обещаниями оказать помощь партиям, опирающимся на религиозные ценности.

Иными словами, пример Турции доказывал значительной части арабского электората, что исламских политических движений не нужно бояться, а сами они могут быть успешными политиками.

Свою роль сыграла и личная харизма Реджепа Эрдогана, занимавшего в то время пост премьер-министра Турции. Так, данные некоторых социальных опросов в Египте и Марокко в 2011 году показывали, что около 30% опрошенных «хотели бы видеть своего будущего лидера похожим на Эрдогана».

Результат получился ожидаемым. В Тунисе партия «Ан-Нахда» сразу после ее легализации одержала победу на выборах 2011 года, в Марокко и Египте в том же году уверенную победу одержали Партии справедливости и развития, одноименные с турецкой правящей партией.

Конечно, ни Катар, ни Турция не стояли за арабскими революциями, и победа сил, представляющих политический ислам, на выборах 2011–2012 годов обусловлена многими причинами. Тем не менее вольное или невольное влияние Анкары и Дохи на этот сценарий развития событий было значительным и пока объективно не оценено.

В свою очередь, действия катарского и турецкого руководства в 2011 году отличались прагматизмом, в отличие от тех же европейцев, которые поначалу испугались революционных перемен и очень осторожно относились к «умеренным исламистским партиям». Так, уже в феврале 2011 года правительственные делегации из Анкары посетили Тунис, где заключен ряд соглашений, а правящая в Турции партия стала позиционировать себя как старший товарищ, готовый протянуть руку помощи своим арабским коллегам. Причем это были не пустые слова: со стороны Анкары выделены гранты, а Тунис стал крупнейшим получателем помощи со стороны агентства Turkish Cooperation and Development Agency, которое часто называют «агентство мягкой силы» Турции. В 2011 году состоялся визит премьер-министра Эрдогана в Египет, который также сопровождался подписанием ряда соглашений и громкими заявлениями. Определенные надежды турецкое руководство возлагало и на возможное укрепление «Братьев-мусульман» в Ливии.

Огромное влияние на формирование общественного мнения играет и катарский телеканал «Аль-Джазира», считающийся самым популярным информационным ресурсом в арабских странах. Логично, что его информационная политика была направлена на поддержку более чем дружеских Катару политических движений политического ислама – тех же самых, которых активно поддерживала Турция.

В 2012 году Доха также оказала многомиллиардную помощь вновь избранному правительству Египта во главе с Мухаммедом Мурси, рассчитывая на открытие новых перспектив для себя.

Именно на этом этапе наличие общих политических целей в регионе обусловило укрепление альянса между Катаром и Турцией.

РЕАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

Действия сторон объясняются не только политическими амбициями, но и экономическими интересами. Значение Египта велико прежде всего ввиду наличия на его территории Суэцкого канала. Для Турции это сооружение начиная с 2012 года имеет просто критическое значение: с началом боевых действий на территории Сирии и Ирака отсутствует возможность использования территории этих стран в качестве транзита, что поставило под угрозу примерно 20% от общего турецкого экспорта, который приходится на арабские страны. Единственной возможностью сохранить свои позиции стал Суэцкий канал, который также служит важным логистическим маршрутом в страны Восточной Африки, где активность Турции в последние годы увеличивается. В период нахождения у власти президента Мурси Каир действительно пошел на уступки Анкаре, заключив соглашение о льготном транзите турецких грузов по маршруту из Средиземного моря в Красное море. Одновременно турецкий бизнес стал расширять присутствие в текстильной, металлургической, туристической и даже транспортной отраслях Египта, стабильно увеличиваются показатели экспорта в Тунис, Египет и Марокко, чему способствует наличие соглашений об облегченном торговом режиме с этими странами. Расширяются и объемы турецких инвестиций. Впрочем, турецкий бизнес воспринимается скорее как конкурент не только местным производителям, но также европейским и китайским экспортерам. Усиление позиций Турции в арабских странах не нужно никому.

В случае Катара Суэцкий канал тоже играет важную роль как маршрут для СПГ-танкеров в европейском направлении. Кроме того, Египет обладает самыми мощными военно-морскими силами среди арабских стран, что может оказать помощь в обеспечении безопасности морских коммуникаций, в том числе в районе Йемена и Сомали. Наличие такого сильного военного союзника вовсе не лишний фактор для Катара. Интерес Дохи и в укреплении позиций как поставщика СПГ на рынки того же Египта, Марокко и Туниса, которые планируют увеличить внешние поставки этого топлива в последующие годы.

Ввиду этого отстранение исламистов и президента Мурси военными в Египте в 2013 году означало крах многих планов Турции и Катара и вызвало сложную реакцию в Дохе и особенно в Анкаре, с которой Каир даже разорвал дипломатические отношения.

После этого события «Братья-мусульмане» вновь находятся в оппозиции в Египте, а сама организация запрещена. Правительство ведет борьбу с оппозиционными группировками силовыми методами, но и пытается наладить диалог.

Пока доказательств неопосредствованного финансирования Катаром запрещенных организаций не представлено. Однако не стоит и преувеличивать роль Анкары и Дохи: «Братья-мусульмане» существуют почти 90 лет, их идеи разделяют миллионы людей, а объемы денежных потоков, аккумулируемых ими, исчисляются миллиардами долларов, которые формируются за счет пожертвований, активности в бизнесе и иных источников. Поэтому внешняя помощь, даже если она и существует, не является критическим фактором для будущего существования этой организации.

Но ответом Катара на бойкот может стать и увеличение материальной, информационной или иной поддержки исламской оппозиции в арабских странах. А сама оппозиция может стать более радикальной. И это – наиболее тревожный сценарий развития текущего дипломатического кризиса.

Турция же оказалась перед сложным выбором: аравийские монархии для Анкары – серьезный партнер, в том числе в экономике. Портить отношения с ними явно не в ее интересах. Кроме того, с 2016 года со стороны Турции озвучиваются намерения и пойти на сближение с Египтом, что вызвало в целом положительную реакцию в Каире.

Но и не поддержать Катар как своего союзника в этой ситуации для турецкого руководства будет означать потерю лица, в том числе в глазах многих исламских политических сил. Вероятно, Анкара сделает все возможное для недопущения дальнейшего ухудшения обстановки в Персидском заливе. Однако в случае развития ситуации по негативному сценарию не исключено, что турецкое руководство может отдать приказ своему воинскому контингенту на боевое применение ради сохранения катарского режима.

Стоит упомянуть еще одного важного игрока – Иран. По мнению некоторых экспертов, именно сближение Дохи и Тегерана в последние годы сало реальной причиной такого резкого шага со стороны Эр-Рияда и Абу-Даби в отношении эмирата.

Катар и Иран являются потенциальными конкурентами в вопросах поставок газа на мировой рынок, имеются серьезные разногласия между ними по сирийскому кризису. Несмотря на это, технократический режим в Иране, установившийся после Исламской революции 1979 года, никогда не воспринимался как враждебный «Братьям-мусульманам», а Тегеран приветствовал усиление их позиций на политическом поле Египта. Не стоит забывать, что одна из улиц Тегерана на протяжении нескольких лет даже носила имя египтянина Халеда аль-Исламбули, члена организации «Аль-Джихад», совершившего убийство египетского президента Анвара Садата в 1981 году. Безусловно, поддержка «Братьев-мусульман» является фактором, сближающим Катар и Иран, и в этих условиях это сближение может продолжиться, что может иметь самые глубокие последствия для региона.

Крупнейший в истории Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива кризис отражает глубину и сложность противоречий, которые усугубляются в регионе с началом арабской весны и все более напоминают эпоху религиозных войн в Европе на протяжении XVI–XVII веков. К сожалению, конца этим непростым противостояниям не видно, а их последствия уже ощущаются не только в регионе, но и за его пределами.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1225
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
625
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3371
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2645

Другие новости