Иллюстрация Pixabay.com
Не так давно представитель МВД РФ Ирина Волк, отвечающая за связи со СМИ, сообщила о том, что в Ставропольском крае пресечена деятельность международной мафии, многие годы похищавшей продукцию омского химкомбината. Сумма нанесенного ущерба якобы пострадавшему от преступлений предприятию составила несколько миллиардов рублей.
Чтобы представить значимость этого месседжа, желательно процитировать некоторые выдержки текста.
«Предварительно установлено, что участники криминальной организации совершили преступление в отношении учредителя одной из крупнейших российских нефтехимических компаний. Различными способами у него похитили продукты нефтепереработки, сжиженный газ и деньги, предназначенные для ремонта железнодорожных вагонов. Ущерб составил 3 млрд рублей, - приводит словам официального представителя ведомства “МВД Медиа“. - Кроме того, сообщники вымогали у потерпевшего 500 млн долларов США, требуя передать им 47% акций компании. При этом угрожали распространить сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. Также злоумышленники незаконно хранили огнестрельное оружие и боеприпасы, часть из которых была получена контрабандным путем».
Словом, вскрыт целый ворох преступлений, одно страшнее другого, сообщения о которых могли бы обеспечить информационным порталам и сайтам федеральных изданий огромное количество заходов на новости об этом случае.
Но удивительно — многочисленные СМИ проигнорировали сенсацию. Медиа почему-то не вцепились в тему и не стали живописать на своих страницах подробности преступлений транснационального синдиката, запустившего щупальца в экономику нашей страны, изнывающей от иностранных санкций. Словом, закончилось, как часто бывает, «бурей в стакане».
Отчего же СМИ проявили столь несвойственное им равнодушие или показательное пренебрежение? Разговор ведь не о круге колбасы, украденном из супермаркета в складках одежды, а о миллиардах! Тем более, в тот момент, когда страна находится в условиях СВО.
Все дело в том, что представители прессы, в отличие от доверчивого читателя, умеют определить достоверность и значимость события, явления и факта. А в этой истории оказалось много неясности, шероховатостей и непонятных моментов.
Начнем с того, что в новости не был приведен ни один конкретный (с указанием адресов, паролей, явок и т.д.) случай хищений. Не названо ни одно предприятие, пострадавшее от алчных похитителей, как нет и фамилий жертв «экспроприаций». В чем же дело?
Вероятно, тут что-то не так. Не исключено, что именно поэтому на всякий случай, при представлении сообщения о таком масштабном преступном синдикате не было шумного брифинга для прессы, на котором бы озвучили перед телекамерами громкую новость. Не уверены, что СМИ заметили пресс-релизы с разоблачительными материалами, разосланные им.
Столь крайняя осторожность объясняется просто – вышеперечисленное может оказаться громко поданной информацией, рассчитанной на широкие массы, не искушенные в тонкостях информационного ангажемента. Скорее всего, здесь имела место утечка или «слив» из материалов судебного процесса, который продолжается в Ставрополье больше года и который многие федеральные издания давно называют весьма странным. О нем писали, например, «МК», «Независимая газета», «Новые известия»).
За громким судебным делом, как предполагают журналисты, стоит глава группы компаний «Титан» Михаил Сутягинский, объявленный в розыск, как писала “КП” Интерполом за организацию убийства гражданина Казахстана Юрия Королева. Старший брат бизнесмена, Александр Сутягинский, как сообщала “Лента.ру”, осужден в Казахстане на 12 лет за подготовку убийства своего бывшего товарища Михаила Гаркушкина. Но, как отмечали СМИ, находясь под подпиской о невыезде, Александр сумел бежать и также объявлен в международный розыск. Причем, по данным МК, одно из казахстанских изданий, ссылаясь на юриста потерпевшего утверждало, что несмотря на напряженные отношения с законом, Александр Сутягинский в 2022 году получил паспорт РФ, и якобы в распоряжении редакции даже имеется номер его паспорта.
Объектами уголовного преследования в Изобильненском суде стали бизнесмены, с которыми у Михаила Сутягинского, судя по всему, произошел конфликт, пишет “МК”.
Говорят, во время общения со ставропольскими силовиками братья часто козыряют известными в РФ именами, дабы придать значимость собственным персонам и собственной позиции. Приводят фамилии крупных федеральных чиновников чуть ли не министерского уровня якобы оказывающих им покровительство.
Но, как известно, всякие иллюзии и утопии имеют свой срок. Это уголовное дело может рассыпаться в самый неожиданный момент и в таком случае нельзя исключать громких разоблачений. В этом случае могут быть названы как имена заказчиков дела, так и представителей ставропольской Фемиды, при чьей поддержке было организовано преследование целой группы лиц. В том числе, бывших подчиненных Сутягинского, виновных лишь в том, что выполняли личные указания и распоряжения своего шефа.
Многие обвинения разваливаются, как только адвокаты начинают задавать в суде неудобные вопросы. А спросить можно о многом. К примеру, о том, почему следствие избегало проведения перекрестных допросов задержанных? А ведь это могло бы пролить свет на многие моменты. Почему процесс проходит в Ставропольском крае, а не в Москве или в Санкт-Петербурге, что было бы более логично, с учетом того, где происходили основные эпизоды уголовного дела? А если учесть наличие в нем события, которое якобы имело место 15 лет назад, да еще в Омской области, суд в Изобильном кажется совсем странным. И если бы у следствия было желание выяснить все обстоятельства, может быть тогда удалось установить истинных виновников преступлений, а не пытаться назначить мнимых.
Если ситуация изменится, сразу станут известны главные бенефициары судебной эпопеи в Ставрополье и те, кто оказывал им ресурсную поддержку. Вероятно, тогда в будущем ставропольским силовикам и некоторым их попечителям на разных уровнях придется отвечать на крайне неприятные вопросы.