0
35
Газета В мире Печатная версия

24.11.2025 20:09:00

Европейское государство проголосовало против эвтаназии

На Словении, вероятно, остановится волна легализации "ассистированной смерти" в ЕС

Тэги: словения, против эвтаназии, ассистированная смерть, право на смерть, легализация эвтаназии


словения, против эвтаназии, ассистированная смерть, право на смерть, легализация эвтаназии Лидер правоконсервативной партии «Голос за детей и семьи» Алеш Примц лично агитировал словенцев проголосовать против эвтаназии. Фото с сайта www.nova24tv.si

Словенцы против эвтаназии, показали предварительные результаты прошедшего 23 ноября референдума по легализации «права на содействие уходу из жизни» (такова официальная формулировка). Такой же референдум был проведен в Словении год назад, и тогда результат был другой. В результате парламент принял закон о разрешении эвтаназии. Благодаря стараниям правоконсервативной партии «Голос за детей и семьи» референдум был проведен повторно. Это событие вновь открывает вопрос об этичности эвтаназии и ее легализации в Европе.

Большинство граждан Словении проголосовали против принятия закона об эвтаназии. По данным Центральной избирательной комиссии страны, таковых было около 53% среди участников референдума. Явка составила 41% избирателей (по меркам страны ЕС, немало). Референдум по этому же вопросу состоялся в июне 2024 года. Основываясь на его результатах, парламент страны принял закон, предоставляющий психически дееспособным, неизлечимо больным взрослым людям, испытывающим невыносимые страдания, право добровольно уйти из жизни при медицинском содействии. Теперь же его реализация будет приостановлена по крайней мере на год: парламент не сможет повторно голосовать по законопроекту, касающемуся того же вопроса, в течение следующих 12 месяцев.

Руку к пересмотру результатов первого референдума приложила правоконсервативная партия «Голос за детей и семьи» во главе с философом и журналистом Алешем Примцем. Она была основана в 2017 году и на выборах в 2018 году не смогла занять ни одного места в парламенте. Сама она является частью гражданской инициативы «Движение за детей и семьи». Тем не менее Примц смог собрать 40 тыс. подписей, достаточных для проведения повторного референдума. Во многом этот успех объясняется тем, что «Голос за детей и семьи» поддержала Католическая церковь. Католицизм – самая распространенная конфессия в Словении, и к мнению клириков определенная часть общества прислушивается.

Примц обвинил правительство в попытке прикрыть законом убийства больных и пожилых людей. Он лично стоял в пикете перед парламентом с призывом к согражданам голосовать против эвтаназии.

Его сторонники предлагали словенцам взвесить все «за» и «против». С одной стороны, эвтаназия позволяет людям с неизлечимыми болезнями уйти из жизни без страданий. С другой – повышается риск склонения к преждевременной смерти, на что и указывал Примц. В европейских странах, где обсуждается возможность легализации эвтаназии, в связи с этим возникают споры о вопросах не только этического, но и юридического характера. В национальных Конституциях, как правило, закреплен принцип неприкосновенности жизни и ее наивысшей ценности. Закон об эвтаназии, по мнению многих противников ассистированной смерти (так она официально именуется в законодательстве ряда стран), его нарушает. Данный принцип закреплен и в Конституции Словении. Тем не менее ни законодательство ЕС, ни Европейская конвенция о правах человека не содержат положений, запрещающих эвтаназию, а значит, как указывали словенские оппоненты Примца, юридические нормы будут соблюдены. Эту аргументацию не считают бесспорной ни в Словении, ни за ее пределами.

И все же в ряде европейских стран (Австрии, Бельгии, Нидерландах, Германии, Люксембурге и Швейцарии) неизлечимо больные имеют право получить «медицинскую помощь для прекращения жизни» (еще один юридический эвфемизм для обозначения эвтаназии). Всего такие законы можно разделить на три категории. В первых двух случаях пациент должен быть неизлечимо болен и после необходимых консультаций и процедур получит смертельные медикаменты. Отличие заключается в том, что в одних странах больной самостоятельно должен принять препарат, а в других случаях введение препарата осуществляется врачом. Законы третьей категория разрешают эвтаназию, даже если пациент не болен смертельно, однако «испытывает страдания». Но во многих европейских государствах ассистированная смерть остается преступлением даже в случае, если пациент находится на паллиативном лечении и испытывает сильные боли.

К когорте европейских стран, где эвтаназия легализована, скоро могут присоединиться Франция и Великобритания. В мае нижняя палата французского парламента одобрила в первом чтении законопроект о праве на смерть. Теперь его должна рассмотреть верхняя палата – Сенат. Затем он снова будет возвращен в нижнюю палату для второго чтения. Ожидается, что закон будет принят, поскольку опросы показывают широкую поддержку такой инициативы со стороны французов. Британский парламент обсуждает аналогичный проект. В июне его одобрила Палата общин. Если Палата лордов его примет, вступление закона в силу может наступить не ранее 2029 года.

Пока в Европе наблюдается тенденция к принятию законов о смерти. Однако число противников ассистированной смерти остается достаточно высоким даже в тех странах, где эвтаназия легализована. Если верить опросам, связано это с опасениями злоупотреблений законами, религиозными воззрениями и морально-этической стороной вопроса. Поэтому маловероятно, что в ближайшие годы рассмотрение такого рода инициатив начнется повсеместно. А референдум в Словении и вовсе может стать той поворотной точкой, с которой вопрос о целесообразности эвтаназии больше не будет в Европе подниматься. Во всяком случае, на это очень надеются Примц и его сторонники. 


Другие новости