0
1490
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

05.10.2006 00:00:00

Колдовской ребенок

Тэги: полушин, гумилев, жизнь расстрелянного поэта


Владимир Полушин. Николай Гумилев. Жизнь расстрелянного поэта. – М., Молодая гвардия, 2006, 750 с. ( ЖЗЛ).

Из аннотации к книге: «Владимир Полушин, поэт, лауреат Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка», кандидат филологических наук, автор многих работ о Николае Гумилеве и главной из них – Энциклопедии Гумилева, сделал, пожалуй, первую попытку собрать все имеющиеся на сегодня сведения в целостное жизнеописание поэта, приближенное к хронике».

Владимир Полушин показывает, как юноша (по его же определению, «колдовской ребенок»), мечтающий о пути конквистадора, становится поэтом-романтиком, как он покоряет поэтические вершины, и уже перед Первой мировой войной он – признанный вождь созданного им нового литературного направления – акмеизма.

Интересен рассказ об отношениях Гумилева и Ахматовой, привлечет внимание читателей и интрига развития отношений двух поэтов – от полного невосприятия Гумилева Анной Горенко (девическая фамилия Ахматовой) до ее согласия на венчание. Вообще развитию любовных и творческих отношений двух поэтов в книге уделено много внимания.

Хороши главы о парижских и итальянских путешествиях поэта, а также о его путешествиях на Черный континент в его любимую Африку. Почему поэт выбирал для своих путешествий столь не похожие друг на друга страны – ответ на это в соответствующих главах. Хотя они и написаны в виде дорожных приключений, но построены на фактах.

Любопытно и сравнение Николая Гумилева и Александра Блока. Во время Первой мировой войны Гумилев стал героем и кавалером двух Георгиевских крестов, результат – он написал одни из своих самых лучших стихотворений. Александр Блок вначале уклонялся от защиты Отечества, а потом попал и под влияние большевиков и дошел до оправдания их террора.

Из благополучного Парижа в 1918 году Николай Гумилев возвращается в разоренную и захваченную большевиками Россию.

Он становится мэтром русской словесности, вокруг него собираются лучшие молодые поэтические силы послеоктябрьского Петрограда. И как следствие: победа в начале 1921 года на выборах в Союзе поэтов, когда на посту председателя этого творческого Союза Гумилев сменил Блока.

Много внимания уделено женщинам. Чем закончился его роман с таинственной Черубиной де Габриак? Как могли полюбить друг друга Гумилев и будущий «железный комиссар» революции красавица Лариса Рейснер?

Полушин рассказывает и о дружбе акмеиста Гумилева с вождем русских футуристов знаменитым художником Михаилом Ларионовым. Известно, как не мог терпеть футуристов акмеист Гумилев, а вот с их главой остался дружен до конца жизни и даже написал стихи, посвященные Ларионову и его жене Наталье Гончаровой.

Дает свою трактовку автор и стихам Гумилева, написанным после октябрьского переворота. Расшифровывает подтексты многих известных стихотворений. В свете красного террора прочитана и знаменитая книга «Шатер», впервые появившаяся в 1921 году в Севастополе.

Сама смерть Гумилева, его расстрел большевиками стал сигналом: многие писатели эмигрировали из России. Автор приводит слова друга и ученика Гумилева – поэта Николая Оцупа: «Никогда мы не забудем Петербурга периода запустения и смерти┘ Но после августа 21-го в Петербурге невозможно было оставаться – тяжко больной город умер с последним дыханием Блока и Гумилева┘ Все следующие дни сливаются в одном впечатлении Смоленского кладбища, где хоронили Блока, и стенной газеты, сообщавшей о расстреле Гумилева».

В чем же главная тайна великого романтика и рыцаря русского ренессанса? Вот что пишет Полушин: «По всему миру разлетелись сегодня книги поэта, золотые слова его живы и разгадываются до сих пор, хотя множатся диссертации о поэте на многих языках мира. Жива поэзия поэта – рыцаря, романтика и путешественника. Она чиста и целительна, как вода живительного лесного ручья, питающегося от волшебных источников. И тайна у Гумилева есть, и разгадка ее столь же проста, сколь гениальна. Помните, в Евангелии страждущий обратился к Иисусу Христу с просьбой об исцелении, и Он ответил: будет тебе по вере твоей! Вера в себя превратила «колдовского ребенка» в романтика и сделала бессмертным русским поэтом!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2062
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4754
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2605
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2992

Другие новости