0
0
1891

Алексей Филатов 10:21 27.08.2018

Дела давно минувших дней


Чем дальше время отдаляет нас от  августа 1991 года, тем больше молодежи задает вопросы о событиях тех лет, которые они не застали:почему в 1991 году не поддержали ГКЧП? В КГБ знали, что «клякса» враг, предатель? и т.п. Расскажу о своих воспоминаниях.


В ночь с 18 на 19-е августа 1991 года сотрудники Группы «А» окружили подмосковный дачный поселок Архангельское, в котором находился Борис Ельцин и некоторые лица из его ближайшего окружения. Руководил сотрудниками непосредственно командир Группы «А» – Герой Советского Союза генерал-майор Карпухин Виктор Фёдорович – легенда советского спецназа, участник штурма дворца афганского диктатора Амина (декабрь 1979 года). Уже сам факт присутствия Виктора Фёдоровича в операции давал понять, что сотрудникам «Альфы» предстояло арестовать не кого-нибудь, а самого Ельцина; не оппозиционера, а действующего президента Российской Федерации.



Прошла ночь, наступило утро, но приказа от ГКЧП на задержание так и не поступило. Ельцин и его сподвижники вышли из дома и автомобильным кортежем направились в столицу. Сотрудники Группы «А» могли осуществить операцию по силовому захвату Ельцина в любой момент. Карпухин регулярно выходил на связь, с руководством, чтобы получить распоряжения. Но распоряжений не было никаких. Все ограничивалось фразой: «Ждите!». Если какой-то план у ГКЧП и был, то время для его осуществления было безнадежно упущено. Ельцин утром 19 августа оказался в Москве, где уже днем выступил возле Белого дома с брони блокированного демонстрантами танка – и это показали ведущие мировые СМИ.



Но и в последующие двое суток офицеры Группы «А» неоднократно выезжали на рекогносцировку к Белому дому. Несмотря на то, что Белый дом был окружен тысячами сторонников Бориса Ельцина сотрудники «Альфы» владели ситуацией как на подступах, так и внутри здания. Фактически руководители «Альфы» столкнулись с саботажем со стороны ГКЧП, который, сделав телевизионное обращение к гражданам, на дальнейшие действия оказался не способен.



Это бездействие одних (инициаторов ГКЧП) привело к тому, что другие (из ближайшего окружения М.С. Горбачёва) достаточно быстро приступили к дискредитации лидеров ГКЧП в глазах широкой общественности. Впрочем и сами лидеры ГКЧП были ставленниками Горбачёва. Точно также как они «уверенно и последовательно» проводили «перестройку», приведшую страну к катастрофе, он провалили и «путч», совершив все возможные ошибки какие только можно совершить. К чему приводит такая череда ошибок, продиктованная полнейшей безграмотностью, старшее поколение хорошо помнит по Чернобыльской аварии.

В случае с ГКЧП наслоилось все: и массированный ввод бронетехники в Москву, озлобивший горожан, и отсутствие отключения телефонной связи в Белом доме (в условиях ГКЧП!). И главное – введя войска в столицу, руководители ГЧКП отказались дать письменный приказ на штурм Белого дома. Приказ был, но только устный… Любой военный понимает, что это такое! Пролейся кровь, и крайними будут исполнители.



Когда в январе 1991 году сотрудников Группы «А» перебросили в Вильнюс, где они работали по трем объектам, в том числе взяли штурмом телебашню и телецентр, то на следующий день Президент СССР М. С. Горбачёв заявил, что он «был не в курсе». Когда в Москву доставили бортом тело погибшего в Вильнюсе лейтенанта «Альфы» Виктора Шатских, то в аэропорту его встречал (от КГБ) только В.Ф. Карпухин.



Так и в августе 1991 года, Горбачёв, выжидая, что будет дальше, спрятался в Форосе, якобы изолированный ГКЧП.
Не получив письменного приказа на штурм Белого дома В.Ф. Карпухин, возглавлявший силовой кулак («Альфа», «Вымпел», подразделения МВД), которому по плану предстояло полностью зачистить Белый дом и окружающую территорию с баррикадами, будучи готов это сделать, тем ни менее обратился к старшим офицерам, чтобы узнать мнение боевых товарищей. Взвесив эти все обстоятельства, старшие офицеры «Альфы» не приняли силовой вариант на свою ответственность. Эти их настроения стали известны ГКЧП и послужили одной из причин того, что ГКЧП капитулировал.



Случись бойня в Москве, и это привело бы к катастрофическим последствиям для нашей страны: вслед за неконтролируемым распадом Советского Союза его судьбу бы разделила и Российская Федерация, которую уже тогда радикальные либералы открыто называли в прессе «обнажившимся ядром империи, которое нуждается в ускоренной регионализации».

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Другие записи автора