0
2489
Газета Люди и положения Интернет-версия

30.05.2014 00:01:00

Сны, ставшие картинами

Тэги: Русский музей, рерих, выставка, живопись


Русский музей, рерих, выставка, живопись До увлечения востоком живопись Рериха была яркой и декоративной. Славяне на Днепре. 1905. Фото www.rusmuseum.ru

В Русском музее открылась ретроспективная выставка Николая Рериха (1874–1947), приуроченная к 140-летию со дня рождения  художника, писателя и философа. Представлено почти 250 произведений живописи и графики из фондов самого музея, а также  картины из коллекции Третьяковской галереи, Музея-квартиры Исаака Бродского и частных собраний.

Чтобы попасть на выставку Рериха в корпус Бенуа с главного входа Русского музея, надо пройти множество залов и коридоров, пару раз заблудиться и бегло просмотреть  практически всю историю русского искусства. Этот занимательный искусствоведческий квест прерывает вдруг громкий монотонный голос, раздающийся из динамиков, как будто читающий старые тибетские мантры. Голос принадлежит диктору из документального фильма о Николае Рерихе 1976 года выпуска. Выбор фильма, честно говоря,  оставляет много вопросов к организаторам. Не кажется ли им, что в современном восприятии такая цитата фильма 40-летней давности как: «Послание Махатм к советскому народу», звучит просто смешно, и теперь Рерих заслуживает какого-то нового подхода и осмысления в изучении? Тем более что творческий путь Рериха указывает на его исключительную многогранность. Он и во главе художественного объединения «Мир искусства», и знаменитый декоратор «Русских сезонов» Сергея Дягилева, и мистик, и художник-йог, и таинственный Махарише, посвятивший свою жизнь глубоким внутренним философским исканиям.

Так путь Николая Рериха от российских выставочных залов к горам Гималаев был на самом деле путем от мира дольнего к миру горнему.

Бесконечные величественные горные массивы, закаты и восходы...	Фото www.rusmuseum.ru
Бесконечные величественные горные
массивы, закаты и восходы...
Фото www.rusmuseum.ru

Уже со студенчества Николай Рерих  чувствовал собственную особую миссию. С коллегами по цеху – художниками объединения «Мир искусства» – его разделяли направления в творческих исканиях, но объединяли позиции просветительства. Убежденность в том, что искусство, красота, бережное отношение к миру природы способны усовершенствовать жизнь, он пронесет до конца своих дней и попытается реализовать эти утопические мечты – будь то «Кружок самообразования» в петербургской Академии художеств, или основание института гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу, или настойчивый поиск спрятанной в Гималаях благодатной страны Шамбалы. Рерих уходит и от масляной техники, выбрав более легкую темперу. Он говорил: «Суждено краскам меняться – пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами» (имеется в виду выцветание темперы и изменение красочного слоя под влиянием внешней среды). Творчество Рериха достаточно легко разделить на две части. В первой – его работы наполнены ярким цветом, очень декоративны – стиль модерн во всем его величии, затем приходят мягкость и спокойствие восточных видов.  Так, несмотря на участие в выставке «Богатырского фриза» и знаменитого полотна «Садко», главными героями экспозиции становятся сновиденческие идолы, обряды, безликие старцы, миражи и горы, горы, горы... Бесконечные величественные массивы, вершины, закаты и восходы, одним словом – мир возвышенных молитв, для кого-то желанный, для кого-то далекий, незнакомый и непонятный. Это слышно из разговоров в залах экспозиции. Вот 16-летние девочки восторженно перешептываются, что их усталость как рукой сняло и что хочется остаться в этом зале и медитировать, глядя на белые вершины, а вот немолодая семейная пара разочарованно переглядывается: «А еще что-то, кроме гор-то, будет?» 

Кроме гор есть еще интересный этюд «Березы», написанный явно под впечатлением от картин своего учителя Архипа Куинджи, эскизы к декорациям «Весны священной», освистанной на премьере за новаторство, также эскизы костюмов Снегурочки и Деда Мороза к «взорвавшему» чикагский зрительный зал спектаклю «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова. Но в целом ничего нового о гималайском старце на выставке узнать не удается. Личность Николая Рериха, судя по всему, еще требует разгадки, как и пейзажи на его знаменитых полотнах. Обширную коллекцию картин художника и работы, хранящиеся в фондах Русского музея, можно   успеть увидеть до начала июля.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1067
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
857
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1383
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1124

Другие новости