0
28331
Газета Печатная версия

19.05.2024 17:41:00

"Тефлонового Марка" прочат в боссы НАТО

В чем секрет успеха долговременного премьера Нидерландов

Анастасия Посаженникова

Об авторе: Анастасия Антоновна Посаженникова – сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: нидерланды, марк рютте, политическая карьера, генсек нато


нидерланды, марк рютте, политическая карьера, генсек нато Марк Рютте может стать четвертым нидерландцем – генеральным секретарем НАТО. Фото Reuters

Почти год тому назад премьер Нидерландов Марк Рютте заявил об уходе из политики после рекордных 13 лет (с 2010 года) пребывания на посту главы правительства. Однако он до сих пор исполняет обязанности премьер-министра, поскольку в стране никак не договорятся о новом правительстве. В преддверии нового этапа карьеры – в самое ближайшее время он может быть назначен генеральным секретарем НАТО – о том, почему нидерландцы считают Рютте лучшим премьером в истории страны с 1945 года.

Младший из семи детей, родившийся в Гааге в 1967 году в кальвинистской семье, Рютте мечтал о карьере пианиста, но сделал выбор в пользу изучения истории в Университете Лейдена, а позже работал в англо-голландской ТНК Unilever. Классическая музыка осталась хобби – важной частью образа Рютте как «обычного» нидерландца, который добирается до работы на велосипеде, всегда здоровается с прохожими, а по четвергам преподает обществознание в средней школе.

«Обычным человеком» его видят и избиратели. Опрос показал, что шесть из десяти нидерландцев были бы рады сходить с Рютте в бар; столько же респондентов оказались готовы оставить под его присмотром своего ребенка – хотя своих детей у Рютте нет и он никогда не был женат.

Но главным достоинством Рютте опрошенные называют способность «сохранять единство» – умение договориться со всеми политическими силами в стране, где число парламентских фракций достигает 21. Именно готовность Рютте сотрудничать с любыми партнерами еще на уровне молодежной организации обеспечила ему в борьбе за лидерство в праволиберальной Народной партии за свободу и демократию (НПСД) победу над более правым, доктринальным крылом, обвинявшим конкурента в отсутствии конкретной программы. Фирменным знаком Рютте как премьера, бессменно возглавлявшего четыре кабинета с 2010 по 2024 год, стали компромиссы с самыми разными силами – от клерикальных консерваторов и правых популистов до левоцентристской Партии труда (ПТ).

Это же качество помогло Рютте в европейской политике, где Нидерландам удавалось «прыгнуть выше головы», успешно блокируя проекты выделения экономической помощи менее успешным государствам ЕС в ходе кризиса евро и создавая ad hoc альянсы, уравновешивавшие влияние франко-германского тандема и предлагавшие более бережливый подход к финансовой интеграции в период пандемии COVID-19. Даже с экс-президентом США Дональдом Трампом, критиковавшим Нидерланды за низкие оборонные расходы (1,2% ВВП вместо требуемых 2%), Рютте выстроил конструктивный диалог. После встречи с нидерландским премьером Трамп заявил, что ему «нравится этот парень».

Борьба за лидерство в партии сформировала подход Рютте как карьерного политика, названный СМИ «доктриной Рютте». В ее основе лежат ограничение доступа парламента к важной информации, принятие решений узким кругом лиц, близких к премьеру, его «забывчивость» в отношении неприятных деталей. Всё это делает Рютте скорее менеджером-тактиком, способным решать задачи, чем лидером-стратегом, готовым ставить амбициозные цели.

Правда, тактика отказа Рютте от четкой программы сформировалась не сразу. Сделать НПСД крупнейшей партией страны и стать первым либеральным премьером с 1918 года, нарушив монополию христианских демократов или социал-демократов из ПТ, ему позволил акцент в программе своей партии на снижении бюджетного дефицита. При этом для Рютте дефицит бюджета – не вызов, а скорее досадная проблема, которой просто не должно быть в «хорошей» стране (Рютте любит использовать слово gaaf, что в переводе с нидерландского «хороший, приличный»). Такой тактики – уметь управлять, решая повседневные проблемы, а не вести за собой – премьер придерживался с самого начала карьеры, взяв за образец фигуру экс-президента США Линдона Джонсона, чью биографию («Годы Линдона Джонсона: путь к власти» авторства Роберта Каро) Рютте называет своей любимой книгой.

В ходе работы первых двух правительств цель сокращения бюджетного дефицита с 5,4 до 3% была достигнута, пусть и высокой ценой. Первое, правое правительство Рютте, состоявшее из НПСД и Христианско-демократического призыва (ХДП), проработало лишь полтора года (2010–2012) и ушло в отставку после того, как популистская антииммигрантская Партия свободы Герта Вилдерса отказала кабинету в парламентской поддержке курса по сокращению бюджетных расходов. Второе, центристское правительство Рютте, состоявшее из НПСД и ПТ, поработало уже пять лет (2012–2017), уйдя в отставку, когда ПТ потерпела самое тяжелое в истории страны электоральное поражение, получив 9 мест вместо 38. И все же желаемый уровень бюджетного дефицита был достигнут.

После 225 дней переговоров Рютте сформировал новую, третью коалицию своей партии с ХДП, более консервативным Христианским союзом (ХС) и леволиберальными Демократами-66 (Д66). Оставшись премьером на третий срок (2017–2022), он продолжил управлять, хотя идеологические различия, особенно между последними двумя партиями, осложняли принятие решений по целому ряду острых вопросов. К счастью для Рютте, главный вызов того периода – пандемия COVID-19 – не был связан с партийными различиями. Введенные им стратегия «разумного локдауна» и комендантский час вызвали неоднозначную реакцию в обществе: изначально доверие к политическим и медицинским институтам возросло, а поддержка премьера, ставшего «антикризисным менеджером», достигла пика в 75%. Но вскоре эта тенденция была прервана масштабными протестными акциями и погромами.

Все кабинеты Рютте столкнулись с целым рядом внутренних и внешних вызовов: от обострения ситуации с европейской безопасностью в связи с событиями в Украине, миграционным кризисом до землетрясений в провинции Гронинген, проблем экологической политики, вылившихся в протесты фермеров, и скандала вокруг «детских пособий», когда тысячи малоимущих граждан, запросивших у государства компенсацию на оплату детских садов, были ошибочно обвинены в подделке документов и приговорены к огромным штрафам. В значительной степени эти кризисы остаются неразрешенными. В этом контексте больше всего поражает способность «тефлонового Марка» последовательно перекладывать вину на коллег – например, перенаправляя парламентские запросы ответственным министрам, и избегать электоральных издержек. В полном соответствии со словами Линдона Джонсона о залоге успеха в политической карьере («первое правило политики – нужно научиться считать») Рютте удавалось просчитывать, на какую поддержку он может рассчитывать. Так, в 2022 году кризисы не помешали тем же четырем партиям (НПСД, ХДП, ХС и Д66) спустя 299 дней переговоров снова сформировать уже четвертое правительство во главе с Рютте.

В Европе Нидерланды при Рютте сохраняют статус «крупнейшего из малых» государств – членов ЕС и роль активного переговорщика по проблемным вопросам, главным из которых остается ситуация в Украине. Несмотря на сдержанность Рютте на начальном этапе украинского кризиса, после крушения 17 июля 2014 года авиалайнера МН-17 с 196 гражданами на борту последовало серьезное ухудшение отношений Нидерландов с Россией. С начала специальной военной операции РФ в Украине Нидерланды поддержали все введенные ЕС пакеты санкций, одобрили поставку Киеву истребителей F-16 и подписали с ним соглашение о безопасности.

Не исключено, что евро-атлантический курс Рютте призван подчеркнуть роль Нидерландов как верного союзника США и позволить ему стать четвертым нидерландцем – генеральным секретарем НАТО. 28 государств – членов альянса уже поддержали кандидатуру Рютте. Подходящим кандидатом его считают и 56% нидерландцев. Но позиции Рютте ослабляют сравнительно низкие оборонные расходы страны (1,7% ВВП) и сложные отношения Нидерландов с Венгрией и Словакией. Основным конкурентом Рютте за пост генсека НАТО является президент Румынии Клаус Йоханнис.

В чем секрет успеха Рютте как политика? Скорее всего ему лучше других удалось выстроить образ человека, способного достичь межпартийного компромисса ради стабильного, пусть и не амбициозного, проекта «хорошей» страны, где более 83% населения довольны жизнью. В этом плане Рютте следует описанным политологом Арендом Лейпхартом принципам «сообщественной демократии», предполагающей постоянные переговоры и консенсус между всеми группами общества.

Но у «доктрины Рютте» есть и обратная сторона: при нем в нидерландской политике стало невозможно «сделать себе имя», не будучи впоследствии обвиненным в ошибках. Что перекрыло карьерный путь в премьерское кресло и однопартийцам Рютте, и лидерам от других сил. Сегодня в Нидерландах нет фигуры, способной организовать сотрудничество всех сил, как это делал «тефлоновый Марк». И поиск путей выхода страны из оставшихся от «эпохи Рютте» кризисов будет долгим и сложным процессом. 


Читайте также


Власти Амстердама намерены признать мизогинию экстремистской идеологией

Власти Амстердама намерены признать мизогинию экстремистской идеологией

0
652
Членство Украины в НАТО как последний аргумент альянса

Членство Украины в НАТО как последний аргумент альянса

Владимир Пряхин

О западных проектах урегулирования украинского кризиса

0
2070
В НАТО произошла "пересменка"

В НАТО произошла "пересменка"

Геннадий Петров

Новый генсек альянса пообещал заниматься Украиной в первую очередь

0
1683
Киев добивается демонтажа Керченского моста в суде

Киев добивается демонтажа Керченского моста в суде

Геннадий Петров

Украина и Россия спорят в Гааге о статусе Азовского моря

0
7678

Другие новости