0
3341
Газета Люди и положения Интернет-версия

12.09.2014 00:01:00

Репортаж длиною в век

Тэги: фотография, выставка, испания, мадрид


фотография, выставка, испания, мадрид Картье-Брессон был ярым противником постановочных фотографий и ратовал за «живые» снимки.

В Мадрид привезли крупнейшую за последние десять лет ретроспективу Анри Картье-Брессона (1908–2004). Назвать этого выдающегося мирового фотографа исключительно французским было бы неправильно. За 70 лет карьеры отец фоторепортажа несколько раз объехал мир и сквозь объектив своей неизменной спутницы, камеры Leica, пристально следил за важнейшими событиями и лицами прошлого столетия. Его снимки – безмолвные свидетели истории и выразительные доказательства нескончаемых поисков «решающего момента», которым он называл «моментальное распознавание в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм». Результаты этих поисков рождались под влиянием сразу нескольких факторов: любви к искусству, высокого профессионализма, понимания духа времени, личных устремлений фотографа и его широкого круга знакомств.

«Решающие моменты», запечатленные «глазом века», как назвал Картье-Брессона его биограф Пьер Ассулин, в испанскую столицу привез благотворительный фонд компании Mapfre. Здание фонда вдалеке от туристического центра – не столь популярное место, как музей Прадо, но тоже весьма значимая точка на арт-карте города. Из-за своего расположения, к сожалению или к счастью, в нем редко можно встретить случайных посетителей. Выставочные залы фонда не столь многолюдны, и, как правило, в них приходят те, кто точно знает об их существовании. Несколько раз в год фонд привозит со всего света первоклассные коллекции и, что приятно, показывает их совершенно бесплатно. Каждый сезон – нечто выдающееся. В этом году уже были полотна Пабло Пикассо, в прошлом – показывали скульптуры Альберто Джакометти. 

Каждая выставка в стенах фонда – глубокое и продуманное погружение в мир того ли иного художника, скульптора или фотографа. Так и в этот раз. Творчество одного из главных моменталистов XX века здесь представлено сотнями снимков, картин, видеоматериалов, карандашных рисунков и документов, объединенных в одну экспозицию благодаря парижскому Центру Жоржа Помпиду и Фонду Картье-Брессона. По словам главы культурного департамента фонда и одного из координаторов выставки Пабло Хименеса Бурильо, эта ретроспектива – результат почти четырех лет работы, за которые удалось собрать богатый материал о достижениях фотографа на всех этапах его карьеры.

Жизнь и работа Картье-Брессона всегда были плотно переплетены, а исторические изменения совпадали с этапами его личностных и творческих исканий. Куратор выставки Клеман Шеру разделила профессиональный путь фотографа на несколько этапов. По мнению куратора, ее главная задача – показать Картье-Брессона, с одной стороны, как художника и творца, с другой – как репортера целой исторической эпохи. 

Фотоработы мастера неоднократно появлялись на первых полосах ведущих газет мира.	Фото предоставлено пресс-службой фонда компании Mapfre
Фотоработы мастера неоднократно появлялись
на первых полосах ведущих газет мира.
Фото предоставлено пресс-службой
фонда компании Mapfre

Первая, артистическая, сторона натуры изначально пробудила в будущем фотографе интерес к искусству, заставила его полюбить полотна Поля Сезанна и попробовать себя в качестве художника. Залы, посвященные юности, – свидетельство 1926–1935 годов, полных творческих поисков, путешествий и сюрреализма. Затем последовали десять лет страстной увлеченности – сначала коммунизмом, затем кинопроизводством, которое в годы войны, по словам самого Картье-Брессона, «научило его видеть». Те беспокойные годы в Европе оборвались отъездом в Нью-Йорк, который дал старт последнему и, пожалуй, самому важному этапу его карьеры – созданию первого в мире фотоагентства. С момента основания Magnum Photos в 1947 году и до последнего, 1970 года в репортажной съемке Картье-Брессон в буквальном смысле слова на глазах у всего мира становился все более влиятельной живой легендой. 

Как показывает экспозиция, на протяжении 94 лет жизни фотографа объекты съемки и творческие подходы Картье-Брессона менялись, но из года в год все его снимки продолжали сочетать в себе удивительную простоту композиции, глубину анализа запечатленных событий и необычные ракурсы. Клеман Шеру удалось показать именно такого – талантливого и совершенно разного Картье-Брессона: пейзажиста в самом начале своего творческого пути, молодого фотоэкспериментатора и сюрреалиста, политически активного кинематографиста в годы войны и, безусловно, фоторепортера – свидетеля главных вех столетия.  

Последние кадры, представленные в экспозиции, были сделаны мастером реалистичной фотографии в конце его жизни. Тогда он уже официально не работал фотографом, но тем не менее нередко брал с собой любимую камеру Leica и продолжал искать «решающие моменты» уже в окружающей его повседневности. Именно на такой необыкновенной красоте обыкновенных мгновений завершилось его путешествие сквозь столетие великих потрясений, великих войн и великих фотоснимков.

Мадрид–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1260
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3345
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1898
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2202

Другие новости