0
6068
Газета Люди и положения Интернет-версия

19.06.2015 00:01:00

Два века рабства

Тэги: бразилия, риодежанейро, музей, mar


бразилия, рио-де-жанейро, музей, mar Новый Музей искусства Рио-де-Жанейро ежедневно посещают более двух тысяч человек. Фото с сайта www.museudeartedorio.org.br

Бразилия, некогда принявшая на своих землях 4 млн рабов (больше, чем какая-либо другая страна в мире), теперь готова не просто признать свои «заслуги», но и осмыслить их в диалоге с художниками и обществом. В Музее искусства Рио-де-Жанейро (MAR) открыта выставка «От Валонгу до фавел: воображаемое и периферийное» – визуальная рефлексия на тему перерождения портовой части Рио из рабовладельческих кварталов Валонгу в фавелы – трущобы, разросшиеся сегодня по прибрежным склонам. 

MAR – один из самых современных музеев города, расположенный в нескольких десятках метров от океана, пару лет назад сам напоминал трущобы и старые портовые постройки. MAR – новичок на арт-сцене Рио, но уже успел приобрести большую популярность – каждый день он принимает более 2 тыс. посетителей. Архитекторы Бернандес и Якобсен соединили гигантской крышей-волной два соседних здания – бывшую автобусную станцию и особняк Жуана VI, так и получился новый музей. Сегодня у полностью перестроенного здания новая задача – не просто показывать произведения бразильских художников, а связывать их с наследием региона. 

 Выставку «От Валонгу до фавел» MAR решил сделать главной, почти на год предоставив посетителям возможность взглянуть на две сотни исторических артефактов, документов и произведений искусства. Кураторы проекта Кларисса Диниз и Рафаэль Кардосо отобрали экспонаты, рассказывающие об истории порта, напрямую связанной с бедностью, беззаконием и социальным расслоением.

Экспозицию поделили на две части в хронологическом порядке, начав с эры работорговли и закончив современным наследием этого явления – фавелами Рио. Появление судов с рабами в конце XVII века кураторы связали с основанием первых поселений-фавел на той же территории. Спустя два века, постепенно освобождавшаяся от рабства часть населения беспорядочно расселялась в южной части города, превращая ее в маргинальные и неуклонно деградирующие районы. 

Благодаря выстроенной экспозиции кураторы рисуют четкую, но не многим сразу понятную логику истории: рабовладельческое прошлое Бразилии и разрастающиеся до сих пор кварталы фавел неразрывно связаны.

Первая часть экспонатов повествует об истории зарождения Валонгу, знаменитых верфей Рио и по совместительству уличного рабовладельческого рынка. Свободное пространство выкрашенного в черный цвет выставочного зала демонстрирует превращение еще не тронутых человеком зеленых берегов в портовый центр с беспорядочной застройкой трущобами. Инсталляция Segredosinternos («Внутренние секреты») Айрсона Эраклито (2009), выполненная из полуразвалившейся лодки работорговцев и портретов наследников ее пассажиров, – отправная точка этого путешествия сквозь время. Картины Иполито Карона и Розалибино Санторо классического характера – здесь сталкиваются с волнами концептуальных современных произведений, подобных видеоинсталляции Acimadonеveldomar («Выше уровня моря») Валерии Америко (2007).

Рабство, наследие колониального прошлого,  сохранялось в Бразилии до 1888 года.		Фото с сайта www.museudeartedorio.org.br
Рабство, наследие колониального прошлого, сохранялось в Бразилии до 1888 года. Фото с сайта www.museudeartedorio.org.br

Диалог прошлого и настоящего продолжается во второй части выставки. На контрастно-белых стенах – работы, объединенные общей темой социальной катастрофы в современных районах – это отголоски событий столетней давности. К концу XIX века в порту Рио возникла первая фавела, а следом – «Маленькая Африка», отдельная портовая часть трущоб. Фотоснимки Марии Бузановски и Барбары Вагнер демонстрируют новую повседневность нищих кварталов – от уличных уроков капоэйры до семейного воскресного выхода на пляж. Соседствующий с ними ManifestoPau-Brasil («Манифест бразильского дерева») Освальда де Андраде смотрит на будни жителей фавел с точки зрения художественной эстетики, призывая других художников вглядываться в этот мир социальных разрывов.

«От Валонгу до фавел» – во многом показательный проект для обновленного музея. В современном и экспозиционно понятном зрителю формате он демонстрирует свою связь с определенным местом на каждом этапе работы. В центре внимания кураторов – местная история, местное сообщество и, как приоритет, местные художники. Авторы представленных в экспозиции работ – преимущественно бразильцы, в том числе и непосредственно сотрудничавшие с музеем Карлос Вергара и Люсиа Роса.

Создатели выставки закономерно объединили в своей работе время, место в контексте представленных в музее произведений. Подобно музеям-лидерам в мире актуального искусства, от Музея современного искусства Metelkova в Любляне до Музея королевы Софии в Мадриде, MAR постепенно отходит от идей глобализации и унификации своих проектов. Совмещая современный кураторский подход и актуальную в местном масштабе тематику, он наглядно подтверждает слова американского профессора и эксперта в области музеологии Клэр Бишоп: «Вместо того чтобы плыть в потоке модного мейнстрима, эти музеи обращаются к широкому кругу артефактов, стремясь обнаружить связь искусства с локальными историями, имеющими универсальное значение».

Рио-де-Жанейро


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1009
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2846
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1601
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1971

Другие новости