0
1164
Газета Кино Печатная версия

13.09.2012

Кому "Ленфильм" возрождать

Тэги: ленфильм


ленфильм Сергей Сельянов и Федор Бондарчук – в тяжелых думах о судьбах «Ленфильма».
Фото РИА Новости

В Москве прошло общественное обсуждение концепций развития киностудии «Ленфильм». До недавнего времени таковых существовало три: от Общественного совета студии, от совета директоров и от АФК «Система», также претендовавшей на участие в судьбе легендарного предприятия. Но за несколько дней до обсуждения «Система» оставила свои притязания. Концепции, презентованные Общественным советом и советом директоров, на первый взгляд мало чем отличаются друг от друга.

И те и другие собираются вернуть «Ленфильму» статус одной из главных киностудий страны, реанимировать бренд. Обе стороны признают, что этого не достичь без финансовых вливаний со стороны государства – нужны долгосрочные кредиты, процентные ставки которых будут утверждены с пониманием: прибыль запущенная киностудия быстро не принесет. Сходятся и в уповании на то, что студия обретет особое право использовать так называемую «Золотую коллекцию «Ленфильма» (ныне по закону правами на использование снятых на «Ленфильме» и прочих советских студиях картин обладает Госфильмофонд) – естественно, показ востребованных классических лент принесет изрядные средства на модернизацию. На стадии первого знакомства с концепциями ощущаешь лишь разницу в оттенках. Например, представители Общественного совета (речь от них держал продюсер и композитор Андрей Сигле, но присутствовавший в зале в качестве эксперта Александр Сокуров рассуждал с ним в одном ключе) прямо говорят: «Ленфильму» нечего тягаться с другими кинопредприятиями по части производства блокбастеров, надо сосредоточиться на создании фильмов авторских, дебютных, надо снимать просветительское кино о культуре и истории разных народов Российской Федерации. То есть просят у государства помощи, но как бы и оговариваются на берегу: «Ленфильм» нужно воссоздать как очаг культуры, и если такое удастся, именно это, а не прибыли стоит считать достижением цели. Сторонники же другой концепции – председатель совета директоров «Ленфильма», бизнесмен в области кинопроката Эдуард Пичугин и режиссер Сергей Снежкин – предложили присоединить киностудию к культурно-музейному заповеднику в Александровском парке и тем повысить «роль «Ленфильма» в культурной и туристической жизни Санкт-Петербурга». Прямо скажем, несколько разное отношение к предмету. Видение Сокурова и Сигле отдает утопизмом, но их устремления замешаны на любви к студии как к дому родному, на знании, что «Ленфильм» был и может в идеале быть центром духовной, интеллектуальной жизни. А члены совета директоров считают, что студии полезно вписаться в городской заповедник и тем завоевать популярность среди туристов.

К сожалению, формат обсуждения оказался весьма несовершенным. Времени было заложено ровно столько, чтобы сторонники одной и другой концепций отбарабанили тезисы, выступили бы несколько экспертов, а министр культуры закольцевал бы встречу третейскими приветствием и прощальным напутствием. Странно думать, что при наличии двух точек зрения в ходе обсуждения не возникнут дискуссии. Они и возникли, когда перевес во времени изложения получили представители совета директоров и когда их оппонент Андрей Сигле возмутился проскочившим в проморолике намеком на недобросовестность его собственной компании. В ходе пикировки Сигле заострил внимание присутствующих на интересном обстоятельстве: проект совета директоров сильно эволюционировал по мере того, как свой проект создавали и обнародовали члены Общественного совета студии. По его мнению, например, директора поначалу с меньшим трепетом относились к историческому значению славной студии и больше думали о ее площадях в центре Петербурга. Да и в расчетах о возможной прибыли от пользования «Золотой коллекцией» ошибались (завышали) – потом сделали их более или менее похожими на цифры, выведенные Общественным советом. К слову, совет директоров распространял на обсуждении пафосный буклет с таблицами и схемами – все в нем очень красиво. И с экспертами им повезло – директор Фонда кино Сергей Толстиков, продюсер Сергей Сельянов, директор аналитической компании Movie Reserch Олег Иванов дружно твердили: концепция совета директоров представляется более убедительной. Даже посланница «Росимущества» Оксана Тарасенко заявила, что ее ведомству проект Эдуарда Пичугина кажется «более прозрачным». Один Владимир Малышев (ректор ВГИКа) мудро заметил: «Вы тут спорите о цифрах: полтора миллиарда нужно или два… Доверьтесь моему опыту: ни за полтора, ни за два миллиарда студию не восстановить. За эти деньги можно только на какое-то время продлить ее агонию».

«Мы наконец-то добились того, что предмет существования великой студии стал обсуждаться на уровне всей нашей страны, – порадовался в начале встречи Александр Сокуров. – Это принципиально важно, когда речь идет о жизни учреждения культуры в стране, где культура деградирует. Ведь министерства культуры и имущества в их прежнем составе практически привели ситуацию к приватизации студии. А что такое приватизация на том этапе развития экономических и общественных отношений – мы прекрасно понимаем… И только общественное сопротивление, неусыпная забота ленфильмовцев и журналистов позволили остановить процесс». Увы, но описанное нами «общественное обсуждение» надежды на скорый и достойный исход дела не вселило. Будущее «Ленфильма» все еще в тумане.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org