0
980
Газета СНГ Интернет-версия

21.06.2000 00:00:00

"Рабочий" саммит СНГ: без неожиданностей и динамики

Наталья Айрапетова

Об авторе: Михаил Савин - директор социологической службы "Барометр".

Тэги: СНГ, саммит


Харьковское ПО "Хартрон" - одно из многих предприятий СНГ, ожидающих реальной экономической интеграции.

СЕГОДНЯ состоится заседание Совета глав государств стран СНГ, который рассмотрит и утвердит решения уже состоявшегося заседания глав правительств стран Содружества, в повестке дня которого значилось около 20 вопросов. Главами государств Содружества будет рассмотрено примерно треть этих вопросов; среди них есть "три кита": о зоне свободной торговли, о Программе действий стран СНГ, рассчитанной до 2005 г. (наблюдатели отмечают, что в разработке этого документа наряду с 12 странами СНГ впервые принимала участие в качестве наблюдателя Туркмения), а также вопрос о консолидации усилий стран СНГ в борьбе с международным терроризмом (общая стратегия определяется до 2003 г.) и создании в Москве антитеррористического центра.

Обращает на себя внимание заметный крен со стороны России в решении прежде всего экономических и хозяйственных проблем, вплоть до самых детальных, в ущерб решению проблем политических. С одной стороны, конечно, радостно (особенно для наших партнеров по СНГ) оттого, что какие-то "вечные" проблемы все же сдвигаются с мертвой точки, и это прежде всего вопрос о зоне свободной торговли: специалисты считают ратификацию данного соглашения в российском парламенте вопросом решенным и чисто техническим. На очереди - после Азербайджана - в стадии активной подготовки находятся соответствующие двусторонние соглашения с Молдавией, Узбекистаном, Туркменией и Грузией, причем в развитии ЗСТ учитывается принцип взаимодополняемости продукции и единых межгосударственных стандартов для всех стран СНГ. Параллельно в высоких кулуарах обсуждается вопрос о расширении участников Таможенного союза: в него может войти Армения, и некоторые реверансы отмечены со стороны окружения Гейдара Алиева... С другой стороны, никаких особых прорывов в политической позиции России уже при новом президенте России Владимире Путине пока не произошло, за исключением разве что в области коллективной безопасности стран СНГ (что само по себе немаловажно). И дело тут не столько в самом президенте, сколько, видимо, в его инерционном окружении и преобладании старой философии, а точнее сказать - иллюзии: дескать, экономика сама по себе "вытянет" политические проблемы СНГ. Как показало сугубо российское "дело Гусинского", имевшее международный резонанс из-за топорной и неумной позиции Генеральной прокуратуры, не просчитавшей элементарных шагов и последствий своей акции, явно недостаточно иметь в своем окружении просто преданных, но косноязычных и не обладающих гибким и мобильным мышлением соратников. Похоже, что и в других сферах, выходящих на проблемы СНГ, есть свои, условно говоря, "генеральные прокуроры", работающие по инерции и не успевающие (или не желающие успевать) за концепциями Владимира Путина и за новыми реалиями. Их "проколы" не столь явны для общественного мнения, но и они дают о себе знать, при этом трафаретные "ельцинские" тезисы заведомо лишают Россию возможности политического маневра и должного отстаивания собственных интересов на всем постсоветском пространстве. Вряд ли новому президенту России во время своего визита в Молдавию так уж стоило заботиться о "территориальной целостности" РМ (как показывает жизнь, страны СНГ меньше всего пекутся о территориальной целостности и национальной безопасности России, дрейфуя в сторону НАТО, в чем преуспела и Молдавия).

Другая приоритетная для России задача, сформулированная Владимиром Путиным, - это защита прав соотечественников и граждан России, проживающих или оказавшихся за рубежом. Если российские парламентарии, например, считают явным прорывом соответствующий указ президента, то как объяснить фактическое отсутствие внятной позиции МИД РФ по отношению к гражданам России, подвергшимся явно тенденциозному судебному преследованию в Усть-Каменогорске? Или по отношению к русским и русскоязычным жителям Львова, когда им угрожают физической расправой? Многочисленные факты преследования русских в ближнем зарубежье, грубо нарушающие двусторонние соглашения и международные нормы, фактически "не замечаются" на высоком уровне, во время встреч с главами государств СНГ. Но ведь подобная "ельцинская" и отчасти "примаковская" политика уже привела к дискредитации старой власти - зачем же это сомнительное наследие новому президенту? Разумеется, нереально ожидать коренной перестройки и в экономических, и в политических взаимоотношениях с нашими партнерами по СНГ за какие-нибудь два-три месяца после президентских выборов, но у нового президента есть свой лимит времени, дабы не попасть в политический и исторический цейтнот: слишком заметны сегодня "ножницы" между новыми декларациями новой власти, демонстрирующими действительно новое мышление, и старым, "проверенным", скомпрометировавшим себя подходом к решению ключевых для России геополитических проблем, обрекающим ее на заведомый проигрыш. Кстати сказать, после "раскулачивания" Минсодружества, в работе которого и предполагалась комплексная "увязка" политических, экономических, гуманитарных и правовых проблем, возникает резонный вопрос: какая именно структура будет сегодня "отслеживать" все аспекты взаимоотношений с коллегами по СНГ? МИД, издающий почти голубиное воркование при нарушении прав русских в СНГ? Министерство Грефа, в сфере которого проблематика СНГ и интересы национальной безопасности вроде не числятся? Или все-таки Совет безопасности, где рассмотрение части вопросов, выходящих за рамки чисто экономических и хозяйственных, кажется вполне уместным? Пока конкретных ответов на эти вопросы нет, а без них Россия может увязнуть в текучке СНГ, решая, может быть, важные, но все-таки второстепенные проблемы, теряя политическую гибкость и мобильность. Может быть, поэтому от сегодняшнего события ждать каких-либо сенсаций не приходится, кроме разве что одной: неизвестно из каких соображений вполне будничное и рабочее заседание будет, видимо, проходить в обстановке секретности - в духе, увы, не лучших "ельцинских" традиций.

* * *

СЕГОДНЯ перед государствами - членами СНГ как никогда остро стоят проблемы обновления и реформирования этой международной организации. Практика показала неэффективность существующих интеграционных механизмов. Об этом свидетельствуют и результаты социологических опросов, проведенных социологической службой "Барометр" среди участников петербургских экономических форумов в 1997, 1998, 2000 гг.

Неэффективность существующих интеграционных механизмов в рамках всего СНГ побуждает его участников активнее использовать механизмы двусторонних и многосторонних соглашений. В этой связи представляет несомненный интерес деятельность Таможенного союза. От состояния дел в сфере таможенной политики во многом зависят темпы и эффективность экономических преобразований в странах СНГ, уровень их взаимодействия. Сравнительный анализ результатов опросов участников петербургских экономических форумов свидетельствует об определенном повышении эффективности деятельности Таможенного союза.

Еще более высоко участники петербургских экономических форумов оценили эффективность интеграционных процессов в рамках Союза России и Белоруссии.

Сегодня чрезвычайно важна задача создания и эффективного функционирования механизма развития зоны свободной торговли в СНГ. По результатам опроса участников Петербургского экономического форума в июне 2000 г., процесс создания зоны свободной торговли идет сложно. Никто из опрошенных не считает, что он идет вполне успешно. По мнению 70% опрошенных, этот процесс идет недостаточно успешно, а 30% опрошенных считают, что этот процесс практически не идет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
311
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1329
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1961
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1366

Другие новости