0
5646

27.10.2015 00:01:00

Уроки зоопарка

Чем выше уровень образования, тем больше стремление оправдать отклонение от моральных норм

Тэги: минобрнауки, дмитрий ливанов, воспитание, школьники, общественные движения, мораль, нравственные ориентиры, толерантность


Возможно вскоре мы увидим возрождение аналогов пионерской организации.  	Фото РИА Новости
Возможно вскоре мы увидим возрождение аналогов пионерской организации.   Фото РИА Новости

Информационные агентства распространили заявление главы Министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о его отношении к выдвинутым депутатами Госдумы предложениям по созданию детско-юношеской общественной организации. Министр одобряет идею о создании общественных движений школьников с учетом опыта прошлого. По его мнению, «сильная идеологизация, прессинг, политизация тем не менее имели очевидный позитивный аспект». А сегодня школа не может в одиночку нести ответственность за социализацию и воспитание детей.

Напомним, что в последнее время депутаты ГД РФ выдвинули сразу несколько предложений, затрагивающих воспитательный аспект в школе. Представители нескольких фракций в Госдуме РФ обратились к президенту Владимиру Путину с предложением о создании детско-юношеской общественной организации наподобие комсомольской и октябрятской. Чуть ранее в Госдуму поступило предложение от фракции ЛДПР об исполнении гимна России перед началом школьных занятий. А депутат от КПРФ Владимир Бортко предложил обязать учителей обращаться к ученикам на «вы», как это было принято в дореволюционной русской гимназии.

На самом деле активность депутатов вполне объяснима с психологической точки зрения и больше смахивает на защитного рода реакцию «выразителей интересов общества» на громкие события внешней среды. Напомним только некоторые из громких скандалов последнего времени.

Совсем недавно в Дании прошли неоднозначные события, вызвавшие сильную реакцию родителей по всему миру. В зоопарке Копенгагена решили избавиться от нежелательного скрещивания животных и в целях «чистоты эксперимента» не просто убили маленького жирафа, но и разделали его труп на глазах у детей. Чуть позже аналогичный случай прошел в зоопарке датского города Оденса. На этот раз расчленение трупа сопровождалось лекцией и показом внутренностей животного.

Самая неожиданная вещь – широкая рекламная кампания процесса расчленения. Пиарщики сумели подать случай невиданной жестокости так, как будто все это действо преследует единственную цель – показать в анатомических подробностях, насколько прекрасно убитое ими животное.

Надо заметить, что наиболее громко возмутились по поводу случившегося зеленые. А вот должной родительской оценки или осуждения влиятельных спикеров подобная демонстрация «публичного научного опыта» не вызвала. Почему? Ответ, возможно, находим в исследовании германских социологов.

Не так давно на семинаре в Высшей школе экономики выступал с докладом профессор факультета социальных наук Кельнского университета Херманн Дюльмер. Первый и главный вывод его опросов: современные европейцы довольно гибко подходят к вопросу нерушимости моральных норм и нравственных ориентиров. Как заметил спикер, хотя разговоры об упадке нравственности и отходе от добродетелей ведутся на протяжении как минимум пары последних веков,  именно в эпоху постмодерна понимание нравственности действительно модифицируется. (Поэтому понять растерянность взрослого населения и реакцию депутатов довольно легко. Все мы воспитывались в другой реальности).   

Ранее в традиционных обществах по всему миру был принят свод правил, схожий с 10 заповедями, который считался моральным абсолютом, замечает Дюльмер. Такой универсальный подход к нравственности выполнял сдерживающую функцию, обеспечивал безопасность, а также помогал психике человека справиться с агрессивной внешней средой. По мере роста благосостояния в первые десятилетия после Второй мировой войны приоритеты общества сместились в сторону ценностей самовыражения, права на самореализацию и ошибку, считает немецкий профессор. Моральные ограничения стали носить контекстуальный характер, зависеть от места, времени и обстоятельств действия.

Так как сегодня в современной Европе главной нравственной ценностью стала толерантность, то вслед за этим пришла и окончательная размытость нравственных ориентиров. Мораль стала релятивистской. Она отрицает наличие абсолютного добра и абсолютного зла, а также безусловных норм поведения. Как вывод – воспитывать в таких условиях детей  действительно трудно.

Приведем в качестве иллюстрации одно из недавних высказываний главного психиатра Минздрава России, директора Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураба Кекелидзе. Он заявил, что в России около 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. Интерфакс привел его слова, где он отметил, что такие высокие цифры связаны с тем, что родители не знают и не понимают, как правильно воспитывать своих детей.

В связи с этим заявлением становится еще более понятной озабоченность депутатов и их «странные» предложения и просьбы к президенту страны.

С другой стороны, а можно ли и нужно ли бросать молодежь под жернова очередной идеологизации? И так ли уж «без мозгов» молодежь, что единственным средством ее спасения может стать воспитание в массовой организации наподобие комсомольской? Обратимся еще раз к исследованию Дюльмера.

Он проанализировал зависимость понимания нравственности населения страны от степени модернизации экономики, уровня образования, принадлежности к определенной возрастной группе, религиозности и культуры. Его вывод таков, что более молодые и образованные люди склонны оправдывать отклонение от моральных норм сложившимися обстоятельствами. Более высокий уровень образования, по его мнению, позволяет людям более гибко относиться к вопросам морали и терпимости к социальным отклонениям. Тем не менее хорошо образованное население более нетерпимо к нарушению моральных норм в собственных корыстных интересах (взяточничеству, уклонению от уплаты налогов). Почему? Они считают, что гомосексуальность не вредит окружению, в то время как взяточничество приносит прямой экономический урон.

Подобных масштабных исследований не проводилось у нас. Но надо отметить, что сегодня молодые люди всех стран гораздо ближе по взглядам на мир, чем предыдущие поколения. Таковы плоды глобализации. Поэтому можно предположить, что подобные выводы отчасти можно отнести и к нашему молодому поколению.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
481
ЛГБТ-христиане облюбовали Ереван

ЛГБТ-христиане облюбовали Ереван

Артур Приймак

Западные наставники познакомят армян с теологией для меньшинств

0
420
Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сергей Никаноров

В России стартовала первая Международная олимпиада школьников по экономике

0
1006
Гори оно конем

Гори оно конем

Екатерина Горбовская

Возможны ли мораль, этика, эстетика и хороший вкус в современной сетевой литературе

0
1457

Другие новости

Загрузка...
24smi.org