0
840
Газета Культура Печатная версия

01.08.2003

Ласки и слезы Театра у лестницы

Тэги: ла скала, опера, театр

Говорим "Ла Скала" - подразумеваем: Италия, опера. Это ясно не только приверженцам 400-летнего жанра с его "возвышающим обманом", но даже тем, кто не понимает, зачем петь, когда логичнее говорить. Впрочем, здоровая житейская логика отступает перед таким явлением, как опера. Приезды "Ла Скала" в Россию, тоскующую по итальянской опере, всегда были сродни землетрясению. И цифры 1964, 1974, 1989 навечно горят в сердцах операманов неугасимым пламенем.

Пожары - бич театров вплоть до сегодняшнего дня. Но именно с благословения театральных пожаров, если так можно сказать, "Ла Скала" и возник. В феврале 1776 года сгорел театр "Реджо Дюкале", один из самых великолепных в тогдашней Италии. Новый театр стали строить на месте полуразрушенной церкви Санта Мария дела Скала. Эта церковь, по имени которой и назвали театр, была заложена в XIV веке семейством, в гербе которого была лестница - по-итальянски "скала". И сегодня, когда стоишь в подвале под всей тяжестью театра и сцены у остатков четырех церковных колонн, - ощущаешь себя как во время причастия.

Торжественное открытие состоялось 3 августа 1778 года. Давали оперу "Признанная Европа" того самого Антонио Сальери и два балета "Пленники Кипра" тоже Сальери и "Умиротворенный Аполлон". Вот таким модным и благополучным композитором был тот, кому молва-злодейка приписывает отравление Моцарта.

Главный архитектор Ломбардии Джузеппе Пьермарини, противник избыточной роскоши барокко, спроектировал театр в строгом античном стиле. Аскетичный с фасада, как и большинство итальянских театров, "Скала" открывает свою безбрежность только внутри. И эта безбрежность не столько материально-оптического свойства, сколько мистического. Кажется даже, что в этом вместилище самого духа оперы можно потрогать руками застывшую историю жанра, материализовавшуюся хотя бы в веренице статуй великих оперных композиторов в фойе (кто не был, вспоминайте скорей начало фильма Поннелля "Золушка", где камера гостеприимно проводит вас по лестницам и анфиладам "Скала"). Пантеон великих оперных небожителей - Россини и Беллини, Доницетти и Верди, Пуччини и Джордано, Тосканини и Серафин, Барбайя и Гирингелли, Давид и Карузо, Паста и Каллас - по крупицам создавал этот блистательный миф.

Сегодня "Ла Скала" не играет в своем историческом здании - вовсю идет капитальная реконструкция. Спектакли переместились далеко на окраину, в промзону - в помещение современного Театра Арчимбольди, созданного на основе остановленного завода Пирелли-Бикокка. Несмотря на это печальное перемещение и бесконечные разговоры о смертельном кризисе, главный театр Италии все-таки жив - может быть, не совсем здоров, но вполне жив. Во всяком случае, когда дирижирует сам маэстро Рикардо Мути (через три года - 20-летие его музыкального директорства), шансов попасть на спектакль у вас практически нет, а местные перекупщики билетов немилосердны, как и везде. Эстетическая роль Мути, без конца побиваемого камнями ура-патриотов, по прошествии времени кажется революционной. Он расширил узконациональные рамки репертуара "Скала" в разных направлениях, от Моцарта, Вагнера и Глюка до русских и французских опер, не боясь открывать ими сезон, он привел в театр современную режиссуру. С трудом ему удалось убедить неверующих, что космополитизм на "Лестнице" - это хорошо, а не плохо. Тем не менее критики констатируют окончательную гибель старой итальянской традиции в этих стенах и приходят в ужас, сравнивая личности Каллас, Тебальди, Симионато, Гобби и Корелли, всех тех, кто еще недавно царил на этих подмостках, с нынешними звездами без цвета и запаха.

Забастовки - другой бич театров. Спектакли все время под угрозой, если профсоюз начинает бузить. Есть уникальный по своей выразительности пример, уже порядочно лет назад, когда оркестр, хор и монтировщики отказались работать, Мути сел за рояль и собственноручно проаккомпанировал всю "Травиату". Хотя можно представить, что кто-то отдал бы полжизни, чтобы взглянуть на такое хотя бы одним глазком.

Русские - отдельная страница в истории "Ла Скала". Вместе со своим другом Глинкой приехал в Милан тенор Николай Иванов и вскоре стал единственным соперником Рубини. Позже в итальянском репертуаре блистали Собинов и Шаляпин, создавший незабываемого Мефистофеля в опере Бойто, вагнеровские партии пела Марианна Черкасская. В советское время эту традицию надолго прервал "железный занавес", огромная роль в прорыве которого принадлежит Елене Образцовой и Евгению Нестеренко. Сегодня в "Ла Скала" поют представители всех государств СНГ. Новый сезон по традиции в день святого Антония, 7 декабря, откроет премьера оперы Россини "Моисей" в режиссуре Луки Ронкони с Риккардо Мути за пультом и Ильдаром Абдразаковым в титульной роли, а в майском "Фальстафе" тоже под управлением Мути будет занята Нино Сургуладзе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова

Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова

Елизавета Авдошина

Готовится главная премьера сезона в «Et Cetera» - "Ревизор"

0
323
Летом в Москве испанский уличный театр покажет site-specific про мигрантов

Летом в Москве испанский уличный театр покажет site-specific про мигрантов

Елизавета Авдошина

Труппа Kamchatka из Барселоны второй раз приедет в столицу

0
311
На "Золотой маске" Данила Козловский обошел самого Льва Додина

На "Золотой маске" Данила Козловский обошел самого Льва Додина

Елизавета Авдошина

Марина Гайкович

Драматический театр силен в столицах, а музыкальный – на Урале

0
1713
Театралы  в погонах

Театралы в погонах

Алкей

Повесть о главе управления культуры Воронежа Харитонове и министре внутренних дел Таджикистана Рахимзоде

0
998

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости