0
1079
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2004 00:00:00

Оперный антиквариат

Тэги: петербург, мариинка, премьеры


петербург, мариинка, премьеры В спектакле Шарля Рубо сюжет «Ариадны...» смешан с историей постановки соответствующей оперы в театре середины прошлого века.
Фото ИТАР-ТАСС

В начале февраля размеренную оперную жизнь Петербурга взволновали две сенсации кряду. Правда, если не считать возвращения на Мариинскую сцену Ульяны Лопаткиной и участия в двух январских спектаклях теперь уже дивы мирового масштаба Анны Нетребко. Что до сенсационности, то она во всем своем скромном великолепии явила себя на второй оперной премьере Мариинского сезона – опере Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе" и в концертной реконструкции оперы Джузеппе Сарти "Армида и Ринальдо" в Эрмитажном театре в рамках фестиваля "1000 и 1 концерт". В последней принимали участие солисты Академии молодых певцов Мариинского театра и дирижер Михаил Синькевич, который управлял оркестром Государственного Эрмитажа. Оба продукта засвидетельствовали неутраченный потенциал забытых (или, точнее, так и не узнанных шедевров) и предъявили благосостояние по-прежнему преуспевающей Мариинки.

Премьеры обеих опер почему-то хочется обсуждать на языке финансово-экономических отношений – актуальный контекст обязывает? Или в самих операх изначально заложена высокая меновая стоимость? После услышанного возникло ощущение, как будто только что пришлось отсмотреть экспонаты какой-нибудь крупной золотопромышленной или ювелирной выставки. Как доказательство того, в финале "Ариадны" прямо на сцене прогремел серебряно-золотой фейерверк. Причиной такого ощущения стал, вероятно, эффект новизны, которая, как известно, есть мощный коммерческий фактор. Штраус с его неукротимым желанием создавать избыточно красивые симфонические структуры мог бы быть и ювелиром. Ну а придворного композитора Екатерины II Джузеппе Сарти ювелирному "компонированию" учили сызмальства: для царей пишешь. Опера Сарти – антиквариат в чистом виде. Опера Штрауса, в общем, тоже антиквариат, но стилизованный и нежно инкрустированный в более прочную раму из современных материалов, но в российских условиях тоже эксклюзив. Старина и в опере Штрауса, и у Сарти основывается на мифе – вечном двигателе экономики искусства.

"Ариадну на Наксосе" поставил француз Шарль Рубо вместе со своей командой, тем самым показав в Петербурге уже четвертую свою работу. После удручающе неинтересного "Самсона и Далилы" новый спектакль порадовал остроумием визуальных решений. Постановка "Ариадны" стала переносом спектакля, сделанного в 2002 году для Марсельского театра. Прослывший режиссером-аккуратистом, Рубо и на этот раз продемонстрировал право текста на самодостаточность и умение незаметно – чисто символически – этот текст иллюстрировать. Математический расчет в построении геометрического конфликта в сценографии незаметно производил "кассовые операции" с интригой оперы, в то время как певцы в свое удовольствие демонстрировали феерические вокальные кунштюки. У Рубо опера Штрауса, предвосхищающая постмодерн с его тотальным квазицитированием и аллюзиями протекала в строгих формах рацио. Флегматичный режиссер показал себя формалистом в хорошем смысле – без сдерживающей буйство композиторской фантазии рамки колонн мозаика мотивов могла бы рассыпаться. Между тем Штраус в канун заката Европы собрал под своды своего театра трагедию и комедию, высокое и низкое, Вагнера и Моцарта, время и вечность, мужское и женское в андрогинной фигуре Композитора – одним словом, хотел изжить смерть, на которую напрасно обрекла себя Ариадна, дождавшаяся-таки в финале прекрасного Вакха. Для подобных операций со временем опера была идеальным местом. Метаморфозу финала Рубо показывает, меняя местами свет и тьму переднего и заднего планов.

Сложная опера Штрауса стала идеальной возможностью показать свои силы новой плеяде молодых голосов. В роли Вакха выступил тенор Август Амонов, одно из лучших приобретений театра за последнее время. Партии Примадонны и своеобразной анти-Примадонны пели Милана Бутаева (Ариадна) и Анастасия Беляева (Цербинетта). Феноменально легкая, воздушная и вместе с тем невероятно теплая колоратура Беляевой на несколько мгновений словно бы вызвала к жизни призрак Элизабет Шварцкопф, поселив в сердцах меломанов большую надежду. Украшением «Армиды и Ринальдо» были европейской выделки сопрано Елены Горшуновой и Ларисы Юдиной и тенор Дмитрия Воропаева, исполнивших антикварную оперу в лучших традициях современного музыкального перфекционизма.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2197
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4955
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2721
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3135

Другие новости