0
912
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2004 00:00:00

Дно озера сквозь чистую воду

Павел Голубев

Об авторе: Павел Голубев - арткритик.

Тэги: третьяковка, загреков


третьяковка, загреков Живопись Загрекова – сплав «новой вещественности», соцреализма и импрессионизма.

В последние годы своей жизни он мечтал вновь попасть на родину. Уехав из совсем молодого тогда советского государства в 1921-м, Николай Загреков тем не менее так и не смог вернуться обратно. В историю изобразительного искусства он вошел как русско-германский художник – практически никому не известные здесь картины Загрекова неплохо знают за границей. И лишь спустя двенадцать лет после смерти художника его работы выставляются в России. Правда – в главной галерее страны.

Говорят, в начале двадцатых расстояние между Москвой и Берлином было значительно меньше, чем сейчас. На выходные, конечно, к знакомым в гости не поедешь, но «дальним зарубежьем» Германия не считалась. Особенно – в плане искусства. Плюс советский авангард тогда играл не последнюю роль в актуальном художественном процессе. Немцы, надо отдать им должное, тоже ненамного отставали. Вот и решил тогда Николай Загреков, молодой художник ВХУТЕМАСа, поехать в Берлин, поучиться уму-разуму у основателя «новой вещественности» Гарольда Бенгена. Да так там и остался – уже очень скоро расстояние между двумя столицами порядком возросло. Даже после раздела Германии Загреков предпочел остаться в Западном Берлине. И если «Год германской культуры» (а именно в его рамках проводится эта выставка) действительно призван вновь сократить путь от одной страны до другой, значит, «Возвращение художника» приходится очень кстати. Что ж, в самый раз.

Живопись Загрекова – интересный сплав «новой вещественности», соцреализма и в некоторой степени импрессионизма; годы во ВХУТЕМАСе также, очевидно, не прошли даром. Мазок, как правило, – широкий, прямой. С точки зрения жанра – особое внимание портрету. «Я должен уметь строить фигуру, – писал мастер, – без натуры в натуральную величину во всевозможных движениях. Наружное спокойствие говорит о глубоких движениях души. Только при тихой чистой воде видно дно озера, так и при внешней тишине видна человеческая душа». Значительное число из представленных портретов именно таковы – статичные позы, свидетельствующие вместе с тем о максимальном напряжении и какой-то внутренней динамике. Многочисленные спортсмены, девушка с рейсшиной, крестьянин с кроликом, косарь (несколько похожий, к слову, на Гитлера) застыли на загрековских картинах, словно мошки в каплях янтаря. При этом назвать «соцреалистскими» эти работы можно разве что с большой натяжкой – лица изображенных совершенно не навевают высоких мыслей о труде и перспективах строительства светлого будущего. Просто люди. Девушки – со складками на колготках; крестьяне – явно после стакана шнапса; футболисты – в любой момент готовы «подковать» своих товарищей по цеху. Всё как есть – без какой-либо «образцово-показательности». Поэтому неудивителен тот факт, что работы Загрекова легко расходились по частным коллекциям. Его картины ничего не говорят. Они ценны своей тонкой лиричностью, слегка заретушированной меланхолией и продуманностью.

«Только молчание открывает душу. Если бы не было жизни в душе человека, не было бы и молчания».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1262
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3355
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1903
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2206

Другие новости