0
1231
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2005 00:00:00

Две Италии на Красных Холмах

Анна Андрушкевич

Об авторе: Анна Андрушкевич - музыкальный критик.

Тэги: монигетти, боккерини, ммдм


Эти вечера никто не задумывал как цикл, они складывались по отдельности, но, кажется, превратились в одно событие. Объединила их маленькая случайность, заметная только тем, кто побывал на обоих вечерах. Случилось так, что исполнители независимо друг от друга сошлись именно на итальянцах, причем dolce vita была явлена с точки зрения двух абсолютно разных традиций: аутентичной (Pratum Integrum играет в старинной манере и на старинных инструментах) и современной. Две Италии, несмотря на все различие оркестров, все же обрели одну точку пересечения.

Идея концерта в Камерном зале – оспорить имидж композитора Луиджи Боккерини (1743–1805), которого еще современники окрестили «женой Гайдна» за нежную мелодичность и изящество стиля. В наши дни простые смертные (зато решительно все) знают в основном одно сочинение Боккерини: его Менуэт. Между тем помимо Менуэта композитор написал несколько сотен струнных ансамблей, виолончельные сонаты и концерты (он был виртуозом-виолончелистом), около 30 симфоний и оперу «Клементина».

Изучив почти весь этот репертуар, виолончелист Иван Монигетти захотел показать Боккерини «in folio» – исполнить его крупные произведения, причем принципиально без Менуэта (об этом было заранее сказано). Это он и сделал, и на концерте нам показали очень разнопланового Боккерини, нежные мелодии которого подчас неожиданно вплетены в мускулистую драму.

В Светлановском зале неожиданностей не должно было быть. Тут уж Италии полагалось предстать в привычном солнечном амплуа, в сияющих безбурных тональностях. Получилось, однако, не совсем так. В Концерте Паганини солировала молодая китайская скрипачка Хилари Хан, воспитанница филадельфийского Института Кёртиса, ученица Яши Бродского. Тембр ее скрипки сочен, звонок и чист на удивление, техника безупречна, но эта властная солистка в Концерте Паганини, который, в общем, прост по содержанию, чувствовала себя не совсем комфортно: ей бы что-нибудь более насыщенное размышлениями. В ответ на овации Национальный филармонический сыграл на бис не что-нибудь, а тот самый Менуэт Боккерини, которого так береглись в Камерном зале! Это было абсолютно необходимо, и это расставило все точки над «i», примирив разноликие Италии друг с другом.

Менуэт Боккерини – это не просто пьеса; это уникальное явление: он один запомнился человечеству из несметного количества ансамблей Боккерини, но не просто запомнился, а вошел в коллективное сознание как типичнейший представитель итальянской музыки, как часть образа счастливой «сладкой жизни»; это знаковая пьеса, без которой уважающий себя концертный зал просто не смог открыть сезон в итальянском стиле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
1226
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2454
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
3126
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2377

Другие новости