0
889
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2009 00:00:00

На радость детям

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: дети, театр, премьера


дети, театр, премьера Оксана и дьяк в спектакле Театра им. Гоголя.
Фото Михаила Гутермана

Каюсь: премьеру «Ночи перед Рождеством» в Театре имени Гоголя я могу судить только наполовину. Первые спектакли совпали со страшным стихийным бедствием, каковым в Москве становится каждый снегопад, и я, как многие (многие!) зрители, подъехал только к антракту. Дорога к театру заняла по московским дорогам около трех часов... Но за всё, что касается второго действия, могу отвечать. А поскольку я не хочу никого обидеть, скажу так: в соответствии с презумпцией невиновности первая половина спектакля наверняка была хороша. Вторая, которую я видел, мне совсем не понравилась.

Первая причина. Совершенно очевидно, что лавры Табакова не дают его коллегам спать спокойно. После успеха поставленного Евгением Писаревым «Конька-Горбунка», все по примеру МХТ рванули ставить спектакли «для семейного просмотра». Вернее, ставят они, как и прежде ставили, но говорят, что спектакль у них получился заводной, веселый, «для семейного просмотра». Дело, конечно, не в деньгах, которых у одних (и вчера) больше, у других – меньше. Дело – в выдумке, в фантазии, вернее даже – в осмысленности «семейной направленности». В «Коньке-Горбунке» же не только дорогие костюмы и возможности мхатовской сцены, каких ни у кого больше в Москве нет. Там, например, стихи заказали Алексею Кортневу. И теперь дети смеются и радуются, а взрослые – сидят и, как в сказках говорится, на ус наматывают. Дети в восторге от вырастающей на глазах Рыбы-кит (это, надо понимать, срабатывает отремонтированная нижняя машинерия мхатовского хозяйства), взрослые – от того, что происходящее в подводном царстве стилизовано под┘ сперва кажется, будто бы это какая-то блат-хата, потом, что подводное царство больше похоже на какую-то этническую резервацию наподобие Молдаванки, тем более что рыжеволосая и пышнотелая Щука (Мария Сокова) напоминает Двойру из пьесы Бабеля «Закат». Выйдя из театра, хочется поделиться с друзьями-товарищами откровениями Царя-Батюшки: «Мне часто снится: я иду в народ┘ Иду, иду, а улица пустая┘» Или: «Цари ведь не уходят просто так,/ Они уходят лишь на повышение». Или: «Ну теперь мы заживем/ Под царем да под конем:/ Где один не совладает,/ Там управятся вдвоем». Замечательные стихи сочинил Кортнев.

«Семейность» в Театре Гоголя – это школьники, которых привели «на Гоголя» целыми классами (чувствуется, что на писателя-юбиляра имеется и план, и, несмотря на то что каждый месяц прибавка идет – как минимум два-три спектакля чистого веса! – все-таки голод еще не утолен). И вот они смотрят. Чуть ли не каждый новый гость, который заявляется к Солохе, первым делом задирает ей юбку до пупа, бросает ее или прямо на пол, или же набрасывается на нее прямо в стоячем положении, и совершает довольно определенные ритмичные телодвижения. Дети рады: до сих пор в театре им ничего такого не показывали. А тут Сергей Яшин, режиссер-постановщик, решил, что пора. Ну, правда, чего там по подворотням слюнявить размытые картинки, в интернете рыскать?.. Смотрите, как Гоголь наозорничал. Или там подружки поют Оксане, давая ей дельные советы: «Надо дать ему (пауза!) себя поцеловать... Надо дать ему (пауза!) себя поцеловать...» Уже после второго раза в зале понимают, о чем поют гарные дивчины, но те не унимаются. Еще поют. Жанр такой, музыкальная феерия называется.

Стихи, не к «Ночи...» будь помянута, написала Елена Исаева. Она – замечательный драматург, но стихи у нее, особенно куплеты, которые поют в спектакле, – дистиллированные, я бы даже сказал, бесполые, то есть сильно противоречащие бравурно-игривому действию. Единственное, мне кажется, Исаева несколько иронизировала над нынешней актуальностью приезда запорожцев к русской царицей, а в спектакле эти строчки – про единственное желание их с Россией вместе быть – звучат с чувством, с толком, с расстановкой, всерьез. Запорожцы выстраиваются в шеренгу на авансцене... Но молодые актеры – и пафосом, и отчасти внешне, не очень мужественным видом – больше похожи в этот момент на хор Турецкого... Тоже, конечно, смешно, но явно против воли авторов.

Справедливости ради надо и в том, что ругаешь, найти положительные стороны. Полет с Чертом в Петербург красиво сделан: сверху спускается наклонное зеркало, на сцене разворачивается черная с золотыми звездами ткань, ее вверх и вниз тусят, и на этом фоне передвигаются Вакула с Чертом. Жаль только, после того зеркало так и остается висеть и обнаруживает всю сценическую кухню (скажем, когда из бочек должны выбираться спрятанные там Солохой односельчане, видно, как они выходят из-за кулис и по очереди готовятся к неожиданному появлению на сцене). Да и потом в какую-то минуту вспоминаешь, как с таким же наклонным зеркалом работал в своем спектакле Робер Лепаж, и понимаешь, как мало «выжимают» из него в Театре Гоголя. Вообще как только в сюжете возникает что-то сложное, превращение какое-нибудь или иное волшебство, театр пасует. Смотреть же на то, как из рук в руки актеры перебрасывают игрушечный домик с куклой в нем, пузатым Пацюком, и рассказывают при этом, как галушки сами прыгают ему в рот, совсем неинтересно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1502
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3870
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2161
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2431

Другие новости