0
2031
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2011 00:00:00

Барочный и порочный смутьян

Тэги: москва, выставка, караваджо


москва, выставка, караваджо Хрестоматийный Караваджо, которому рады в Москве.
Иллюстрация с сайта ГМИИ

Караваджо ждали с самого начала перекрестного года Россия-Италия - когда только объявили, что, да, выставке быть. В ГМИИ работы прибыли из собраний Италии и Ватикана, и здесь есть хрестоматийные - «Юноша с корзиной фруктов» из римской Галереи Боргезе, почти не покидающее пределов Пинакотеки Ватикана «Положение во гроб» и «Обращение Савла» - его по такому случаю вывезли из римской церкви Санта Мария дель Пополо. Оправдывать небольшой объем выставки не нужно, достаточно сказать, что в прошлом году в Риме показали 24 работы, это было беспрецедентно много. А московские гастроли барочного художника стали крупнейшими вне Италии.

Многие не жаловали Караваджо, упрекая в вульгаризации искусства. Он привел на холсты уличные типажи да сцены с гадалками и мошенничествами. На выставке, правда, из нерелигиозных сюжетов есть только тот самый «фруктовый» «Юноша┘» да «Спящий амур». Но славу живописца составила прежде всего сакральная живопись. Это не парадокс экспозиции - это парадокс его жизни.

Художник не искал приключений на свою голову, а с удивительной последовательностью создавал их сам. Микеланджело Меризи из местечка Караваджо был смутьяном неуемного темперамента и скверного характера, затевал потасовки, кого-то даже убил, сидел в тюрьме, бегал от суда. География его перемещений простирается от Милана и Рима до Сицилии и Мальты. А если уж брать не имеющие прямого отношения к живописи детали - тут то говорили о его «склонности» к гомосексуализму (впрочем, искусства это все же касается - достаточно посмотреть на написанных им миловидных юношей), то в некоторых изображениях Богоматери узнавали уличных женщин. Нередко художник оставался без денег, и один из друзей посоветовал брать религиозные заказы, благо в эпоху Контрреформации их раздавали щедро. Караваджо долго не сдавался - все писал каких-то Вакхов (в Москву их не привезли). Довольно курьезно, что в итоге все-таки именно святые принесли известность такому балагуру. И довольно показательно - необязательно быть набожным, чтобы оставить след в религиозном искусстве.

Караваджо включил живописи свет. «Погребной свет». В этом его новшество и это делает его картины барочными. Разные сюжеты он интерпретирует как театральные сцены, только в отличие от многих барочных живописцев, помещает их не в пышнотелую архитектурную декорацию, а выхватывает героев из тьмы диагональным световым потоком. И вот, например, в освещенном тельце «Спящего амура» звучит вдруг какая-то пронзительность, потому что всем своим видом, своим отрешенным пока еще в младенческом забытьи лицом он иллюстрирует печальную мысль о том, что сон - «репетиция» смерти.

Еще одна инновация - динамичные ракурсы. Что-то он, конечно, заимствовал у других - и в скрученной «серпантином» фигуре Иоанна Крестителя эхом вспоминается нагой юноша с Сикстинского свода, написанный тезкой Микеланджело. Но мало что сможет потягаться с его собственной интерпретацией «Обращения Савла», где место главного героя занял огромный лошадиный круп, а сам будущий апостол Павел, от божественного света упавший под коня, лежит головой к нам, распростерши руки так, что того гляди уткнется в картинную плоскость. Персонажам Караваджо временами бывает тесно в картине, как младенцу в материнской утробе. И они «толкаются», просятся в реальное пространство - как Савл, как Иосиф Аримафейский в «Положении во гроб» с почти упирающимся в нас локтем. Христианские персонажи тут не отстраненно-возвышенны, как в Ренессансе, а по-барочному чувственны, а частенько и откровенно будничны, ведь их прототипы - простолюдины. Художник показывает сакральное настолько осязаемо, будто эти герои вот так низвергались с коня, хоронили Христа, страдали вовсе не в библейские времена и даже не 400 лет назад, а только что, на наших глазах.

Выставка в Пушкинском хорошо выстроена - 11 картин уверенно держат два зала, а пространные комментарии не утяжеляют показ, не будят «музейную усталость». Единственное, что пока мешает - свет. По-видимому, здесь тоже решили поставить караваджистское освещение откуда-то сбоку, и на открытии картины нещадно бликовали, причем заранее было трудно угадать, с какой стороны подойти, чтобы избежать «разъедающего» эффекта. Но все это несложно исправить.

Некоторые считают, без Караваджо не было бы Рембрандта, другие говорят, что последнему-то как раз и удался тот свет, к которому Караваджо только подступался. Как бы то ни было, найдется не так уж много художников, давших имя целому направлению, которое, как караваджизм, распространится и за пределами родной Италии. Караваджо появился, когда маньеризм выдыхался, а барочная живопись была еще в зачаточном состоянии. Классицист Пуссен назвал Караваджо разрушителем живописи. Но он же и создал ее снова. Пролил на нее новый свет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
161
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
282
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
387
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
295

Другие новости