0
1689
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2012 00:00:00

Этюды в серых тонах

Тэги: театр, премьера, маяковский


театр, премьера, маяковский Маяковский все-таки застрелился...
Фото с официального сайта театра

«Маяковский идет за сахаром» – календарная премьера молодого приглашенного режиссера Алексея Кузмина-Тарасова предшествовала работе художественного руководителя – «Талантам и поклонникам» Миндаугаса Карбаускиса. Спектакль на Малой сцене – очевидно неудачный, можно было бы и мимо пройти, но на программке-то написано: «в рамках проекта «Новый Маяковский». Поневоле приходится обратить внимание на это «программное заявление».

Программным уже успели назвать премьеру Миндаугаса Карбаускиса и небезосновательно вычитывали в режиссерской трактовке пьесы Островского «Таланты и поклонники» мысли режиссера о театре вообще, о будущем Маяковки – в частности. Но и вышедший на Малой сцене спектакль «Маяковский идет за сахаром», получается, тоже – программный, раз на программке, прошу прощения за каламбур, особо оговаривается – это не просто молодой режиссер опыты ставит, не баловства ради, нет, это «в рамках проекта «Новый Маяковский».

Всё начинается с видео, публике, можно догадаться, показывается фрагмент репетиций, лениво – в жанре «Коля пел, Борис молчал, Николай ногой качал» – молодые актеры перебрасываются мыслями о Маяковском, их скупые замечания оживляют слова народной артистки России Галины Анисимовой, которая, это видно, много всего успела прочитать о Маяковском вообще и о Маяковском и Лиле Брик в частности, – роль возлюбленной поэта в ее исполнении так и остается единственным оправданием спектакля и недосягаемой его для всех остальных участников «проекта» актерской вершиной. Из всего разговора в памяти остается чье-то верное замечание о том, что Маяковский тоже ходил в туалет, впрочем, неважное качество записи, возможно, скрыло иные ценные слова.

В программку вложен «Манифест о сахаре», из которого можно заключить, что спектакль репетировали этюдным методом: а как это могло быть? А вот исходя из ситуации? Примерно так. «Пьеса «Маяковский идет за сахаром» написана по ходу действия. Драматург пишет пьесу и приносит по сцене на репетиции, а режиссер и актеры идут, ощупывая факты биографии поэта и заново проживая жизнь Маяковского...», то есть замысел автора Саши Денисовой и, вероятно, режиссера Алексея Кузмина-Тарасова заключался в том, чтобы «не знать заранее – как и в жизни. Пытались идти по правде – героев, обстоятельств и одновременно нас, сегодняшних». Поэтому актер, который играет потом Мейерхольда (Игорь Мазепа), сперва выходит на сцену в роли Ведущего и говорит, что они тогда, как мы сегодня, тоже ходили на митинги. Что и говорить: ничто не ново под луной. Ну да, дерево – береза, поэт – Пушкин... Ах нет, тут – Маяковский. Поэт. Его играет Владимир Гуськов, Анисимова – в роли Лили Юрьевны Брик, есть еще Брик в молодости (Мария Фортунатова), остальных играют «списком»: Сергей Быстров – и Давид Бурлюк, и Хлебников, и Шкловский, и Пастернак, и Керженцев, Татьяна Волкова играет сестру Брик, домработницу Бриков, Зинаиду Райх и двух мужиков в придачу – Петра Митурича и Черемных, тоже художника, из Окон РОСТА. И Татьяну Яковлеву – тоже. Когда играет Черемных, актриса надевает кепочку, пряча под ней длинные волосы. А вообще всех и все играют... одинаково, не тратясь на какие-то детали и образность. Они – как мы, а мы – мы вот такие.

А как сыграть про Маяковского «на ощупь»? Сестры чеховские в финале причитают – если бы знать, если бы знать... А тут – ну, как не знать, что Маяковский застрелился в 30-м, не дожив нескольких месяцев до тридцати семи? Что любил Лилю Брик, что застрелился через несколько минут после того, как от него ушла Полонская? Про стихи, те и эти? Если не знать, то, конечно, можно сыграть одному и Пастернака, и Хлебникова, и Шкловского, в жизни людей непохожих. «Пытались идти по правде – героев, обстоятельств и нас, сегодняшних». Сегодняшние – неинтересные, бог с ними. Но те-то были интересными, разными, с ними за что поступили так, стерев черты и случайные, и неслучайные – до полной стертости и неузнаваемости.

Как заметила после спектакля моя коллега театральный критик Ольга Галахова, чем больше мастер-классов, тем меньше мастерства.

Вот – этюды. Хорошая вещь. Этюды любил и Станиславский – причем не только с начинающими, этюдами он занимался и с опытными актерами. Известный пример, со слов Смоктуновского: Станиславский своим ученикам задал этюд: «Горит ваш банк. Действуйте!» Кто-то побежал за водой, кто-то стал рвать на себе волосы и заламывать руки, кто-то тащил воображаемую лестницу и по ней судорожно пытался проникнуть сквозь огонь на второй этаж, кто-то падал обугленный, обезумевший от страшной боли и страданий. И лишь один Василий Иванович Качалов спокойно сидел нога на ногу, переводя взгляд с одного на другого. «Стоп! Василий Иванович, – окликнул его Станиславский, – почему вы не участвуете?» – «Я участвую, – невозмутимо ответил Качалов.– Мои деньги в другом банке».

Но этюды – такая вещь, которая годится, если человек про что-то хотя бы немного знает. Невозможно попросить актера сыграть этюд про очередь в магазине, если он, например, ни разу не был в магазине, плюс к этому – не знает, что такое очередь. Что-то похожее с некоторым недоумением, а порой даже и с возмущением видит публика в «Маяковском, который идет за сахаром». Единственное исключение – Галина Анисимова. Одна из старейших актрис Театра Маяковского, она дважды выходит на сцену, прочитывает два монолога и уходит, опираясь на палку с эффектным набалдашником. Интонации, стиль – все связывает ее с прошлым. Театр Маяковского с тем, где Маяковский не был похож на Хлебникова, а оба они – на Лилю Брик. Так что на ее фоне только заметнее неумелость всех прочих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
554
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
341
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2322
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1815

Другие новости