0
2787
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2014 00:01:00

Мировая – это война

Тэги: первая мировая война, выставки, москва


первая мировая война, выставки, москва

Первую мировую войну вспоминают в этом году массово – даже если не говорить о новом памятнике на Поклонной горе, а взять только выставки. От «Великой войны в судьбе Александра Блока», что показывают в выставочном зале журнала «Наше наследие», до экспозиции «Первая мировая. Последняя битва Российской империи», которая завтра откроется в Историческом музее, а на излете месяца в Новом Манеже готовят большой проект «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах». Часто – и часто неминуемо – такие показы в чем-то друг друга дублируют – ну, не обойтись без фотографий, как и без смеховой культуры карикатур. Часто, хотя и не намеренно, даже названия выставок совпадают. Мы выбрали несколько проектов, работающих сейчас, чтобы попробовать расставить акценты. Напомним, по 10-балльной шкале оцениваются замысел выставки, выразительность предметов и вид экспозиции (если обозначен куратор, то его работа), то есть ансамбль работ.

«Война, покончившая с миром»

МАММ, до 19 октября

Концепция 9

Визуальный ресурс 9

Экспозиция 9

Соседство военной экспозиции с навороченным показом про Джеймса Бонда, конечно, странно, но достоинств ни одной из выставок не умаляет. Среди других уже открывшихся показов «Война, покончившая с миром» дает самую большую панораму. Дело не в списке зарубежных институций, вскладчину с которыми все это готовили, а в полифокальности. Если солдаты идут в бой, то на снимках из разных географических точек, своим уходом руша жизненный уклад. Если разрушения, то тоже – массово. Оптика выставки «переезжает» с «вообще» войны на истории отдельных полков и портреты изувеченных городов. Завязанная преимущественно на фотографии и хроникальной съемке, экспозиция начинается коридором, с одной стороны которого шагает полк, отражающийся в зеркале по другую вашу руку. Это уже после фотографий с эрц-герцогом Францем Фердинандом и Софией Гогенберг в Сараево – в день убийства: «Незадолго до убийства», «За несколько минут до убийства», – рапортуют подписи. А потом маршируют солдаты – под звуки ахматовской «Поэмы без героя» (ну и что, что более поздней), которые постепенно заглушаются звуками войны, кадрами первых массовых газовых атак. Понятно, что завершается это кладбищами. ПМВ вроде бы просто документируется, напоминая о том, что каждая война, как издалека на нее ни смотреть, – может коснуться любого.

27 баллов


«На переломе… Россия в великой войне. 1914–1918 гг.»

ЦВЗ «Манеж», до 31 августа

Кураторы: Андрей Егоров, Дмитрий Озерков

Концепция 8

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 9

Если посмотреть пресс-релиз, может показаться, что эта выставка на тысячах квадратных метров родилась сама собой – кураторов не упомянули. А люди известные – зав. научным отделом Московского музея современного искусства Андрей Егоров и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков. Показ вырос из одной внушительной частной коллекции плакатов – начиная с ПМВ и заканчивая революцией (где, например, Ленин в царской мантии и Троцкий делят имперское наследие) и Гражданской войной. В частности, имеется полный комплект серии «Сатирический лубок» 1914 года (отдельные его листы показывают сейчас, например, на выставке в МАММ), где среди прочих художественно осмеивали врагов Малевич и Маяковский. Тут есть и карты сражений, и мемориальные предметы вроде английского шлема или английского же триплана «СОПВИЧ», и подборка журналов «Летопись войны», но нерв этого «перелома» – образ, пропаганда в плакате - и слово, война в строчках Гумилева, Волошина, Мандельштама, Саши Черного, занимающих центральную ось.

25 баллов


«Москва в годы Первой мировой войны»

Музей Москвы, до 30 октября

Куратор: Ирина Карпачева

Концепция 8

Визуальный ресурс 8

Экспозиция 8

Вас встречают белые – как парковые гипсовые статуи – фигуры, идущие, надо понимать, к светлому будущему. Когда вы выходите с выставки, видите их спины в крови. В Музее Москвы сосредоточились на вещном мире. Есть и документы – например, манифест Николая II от 20 июля 1914-го – о начале войны и о мобилизации (что служит удачным дополнением к фотографии этого события, показанной в галерее «Проун» без текста), газеты и пр. Но главным образом – афиши мероприятий по военным сборам («Жертвуйте семействам павших воинов-артистов варьете и цирка», к примеру), Ford для этих же целей и вообще жизнь города от Дня белой ромашки (борьба с туберкулезом) до фронтовых посылок, от рванувшего вперед кинематографа до повседневной одежды.

24 балла


«На переломе»

Галерея «Проун», до 20 сентября

Кураторы: Мария Салина, Дарья Макарова

Концепция 7

Визуальный ресурс 9

Экспозиция 7

Тут сделали эдакий эскиз на тему того, как Первая мировая и Русско-японская война, обе революции и Гражданская война отразились не столько даже в фотографиях, сколько в мозгах художников. То есть если фронтовик Владимир Фаворский, то есть и его рисунки из фронтовых писем, и его фотография в увольнении с семьей, и его гравюры (что военные, что уже 1928-го, посвященные «Годам революции»). Новый век, согласно замыслу организаторов, отпечатался в сознании художников не только в альбоме Алексея Крученых и Ольги Розановой «Война» (где за 1916-й есть черно-белый лист с угловатыми фигурками и подписью «Во время расстрела мирных граждан заставляли приговоренных к казни рыть себе могилы…» (отрывок из газетного сообщения), но и в увлечении Александра Лабаса темой движения. Здесь показывают эскизы и принт занавеса к спектаклю «Армия мира», поставленному по пьесе Никулина в Театре имени Ермоловой, правда уже в начале 1930-х годов. В целом взгляд несколько сбивчивый, но тоже любопытный.

23 балла


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
247
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1261
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1791
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1288

Другие новости