0
4611
Газета Культура Печатная версия

26.01.2017 00:01:00

Юрий Грымов:""Модерн" должен стать открытой площадкой"

Новый худрук театра дал первое интервью после назначения

Тэги: театр, модерн, юрий грымов, киноиндустрия, государственная политика, интервью

Полная On-Line версия

grymov_a.jpg
Фото из архива Юрия Грымова

В конце декабря Департамент культуры назначил художественным руководителем московского театра «Модерн» Юрия Грымова, больше известного как кинорежиссер. Сразу после праздников новый худрук встретился с труппой. Сейчас театр готовится к перезапуску репертуара. Как прокомментировали «НГ» некоторые из актеров, в труппе переменам рады – за последние годы при Светлане Враговой новых ролей не репетировали, премий не получали, уходили зарабатывать в антрепризу. В первом после назначения интервью «НГ» Юрий ГРЫМОВ обозначил свою концепцию обновления театра, сроки первой премьеры и рассказал корреспонденту Елизавете АВДОШИНОЙ, почему российский театр сегодня, в отличие от кино, в приоритете.

- Юрий Вячеславович, что сейчас происходит внутри театра?

Я не буду говорить, что мы сейчас репетируем, потому что сейчас все только начинается. Мне нужно сформировать коллектив – познакомиться, понять его способности, мечты и желания. В большинстве, труппа молодая, но есть и зрелые актеры. К сожалению, ни с кем раньше не работал ни в театре, ни в кино. Дальше будем приглашать актеров со стороны – по задаче.

Актер постоянно должен находиться в работе и не быть растренированным. Эфрос говорил: «Если театр не переоснащать, как армию, не приводить новых людей, он умирает». Будем честными, тут был небогатый репертуар. Некоторые спектакли мы уже сейчас снимаем: зритель на них не идет. Если я за несколько дней до спектакля зову билетную кассу и понимаю, что продано четыре билета, то в этом решении нет ничего личного, только неприятные цифры. Внебюджетные средства в этом театре давно отсутствуют.

Когда я посмотрел театр, для меня открылось много странного. Например, за последние пятнадцать лет не был куплен ни один световой прибор. Все равно, что художник жил, рисовал и не купил себе новую кисточку. Зрительный зал почему-то белого цвета. То есть невозможно сделать затемнение. Я был удивлен: на складе лежали кресла, которые демонтировали и вынесли из зала. Обычно художник, режиссер мечтает о расширении аудитории, а не о ее сокращении! Мы добавили ряды зрительских мест.

Хочу напомнить, что здание изначально не было приспособлено под театр. Здесь до революции были биржа зерна и банк. Под театр здание адаптировано усилиями Светланы Враговой. В этом неприспособленном помещении нет машинерии сцены, то есть нужно будет что-то изобретать. Но зрительный зал - комфортный.

Нужно, чтобы площадка стала популярной, чтобы о ней говорили и спорили. Не значит, что должно нравиться всем. Но, качественный уровень должен сохраняться. В феврале мы презентуем новый фирменный стиль театра, сайт, репертуар и приглашенных артистов.

- Будете ориентироваться на уже существующие в Москве премьеры «восстановленных» театров?

Я всегда ориентируюсь на свое видение и здравый смысл. А здравый смысл - это правильная репертуарная политика и интересные актеры. У театра должно быть свое лицо.

Уже весной хочется выпустить спектакль (это слишком быстро, но мы очень хотим). Это сложно, потому что актеры для меня – новые, как и я для них. Чтобы театр заработал более-менее в ритме, мне надо до конца календарного года иметь хотя бы три-четыре постановки. Это крайне сложно, так как вопрос касается времени и финансов. Департамент культуры идет навстречу, и вместо положенного одного спектакля мы согласовываем еще две постановки.

- А ремонт театра?

Мы хотим перекрасить зрительское фойе и зал, оснастить новым светом сцену. Хотя в бюджете нет средств на реконструкцию. На обновление мы попросили небольшие средства, и я рад, что меня слышат.

- До назначения вы были знакомы с «Модерном» только как зритель?

Да. Смотрел спектакль, который очень давно идет, лет двадцать, наверное. «Катерина Ивановна» («визитная карточка» театра Светланы Враговой – «НГ»). Сегодня его нет в репертуаре, так как приглашенные актеры, которые в нем играли, не стали продлевать контракт. Это было еще до моего назначения.

- Диалог со Светланой Враговой у вас есть?

Нет. А какой?

- При назначении вы сказали, что будете развивать ее традиции. Какие они и что останется?

Мне нравится, что в этом театре не боялись приглашать актеров со стороны. Это хорошая практика. Приглашать и известного артиста, но и также актеров – воспитанников другой театральной школы. Для этого и нужна контрактная система. Это инструмент. Сегодня актер должен работать, быть востребованным – в театре, в кино, на телевидении. Я – практик. Меня сложно обмануть. Один артист работает, а кто-то сидит дома и получает равную с ним зарплату. Это несправедливо. В «Модерне» я собираюсь задействовать всю труппу театра.

- Вы из другого цеха, из мира кино. Не пугает ли это вас в новой должности?

У меня четвертый год идут в РАМТе «Цветы для Элджернона», в московском прокате - детский спектакль «Затерянный мир». Я - не из другого мира, а из реального. Безусловно, за оказанное доверие я признателен художественному совету театров, председателю Союза театральных деятелей Александру Калягину. Постараюсь сделать театр популярным.

Я - не разрушитель. Знаю, что такое проблема кадров. Мне понравились производственные цеха в театре: работают профессиональные люди. Сейчас коллектив усиливаю – приглашаю тех людей, с которыми работаю сам. В свою очередь рад, что они идут работать в государственный театр, несмотря на небольшие зарплаты. Но им интересно то, что называется лабораторией. Интересно строить новый театр.

Перезапуск происходит не за год. Я хочу это ускорить, потому что театр должен зажить нормальной полноценной жизнью для зрителей. У меня единственный критерий оценки театра, да и любого творчества - «достаточно интересно». Это очень большая категория. Необходимый минимум. Вы должны увидеть, что здесь есть идеи, настроения, атмосфера и жизнь! Тогда вы этот театр полюбите.

«Модерн» означает «современный». Я не хочу, чтобы это название относилось к какому-либо, даже самому замечательному, периоду Серебряного века, ар деко или ар нуво. Это — художественное направление в истории искусства, а театр составляют живые люди и современный репертуар.

По моей концепции в репертуаре должно быть процентов семьдесят современных пьес - мировых, но с приоритетом российских авторов. И тридцать процентов классики. Вот такой баланс. Сейчас у меня в партере есть двенадцать пьес, которые хотелось бы реализовать. Из них восемь в Москве не ставили.

- Публику в «Модерне» нужно выращивать заново …

Да, давайте признаем, что публики было не так много, и тому подтверждение — небольшая заполняемость зрительного зала. Это ненормально. Мы должны сформировать аудиторию.

- Какое место обновленный театр может занять на карте Москвы?

Сегодня зритель готов принимать любые правила игры, он готов ехать на окраину ради хорошего спектакля. Поэтому, когда мне коллеги говорят: «Бауманская – это не центр Москвы», я отвечаю, что, если есть хороший спектакль, люди придут. Нельзя же измерять успех театра близостью к метро!

Хочется сделать театр, даже в ценовой политике, выше среднего. Объясню почему. Тут очень комфортные фойе и зал, его можно сравнить, например, с лондонскими театральными залами, где не так много мест. Зрителям, сидящим в третьем ряду и восемнадцатом, видно почти одинаково хорошо. Здесь большая сцена. Сейчас мы ее оснастим, купим проектор, свет. И прежде всего на сцене будут интересные истории. Театр должен быть высказыванием.

- Режиссеров со стороны будете приглашать?

Безусловно. Я считаю, что театр должен быть открытой площадкой, без этой фразы: «Приходите завтра». Пусть будет простая и прозрачная схема, по которой можно прийти ставить спектакль. Ничего сложного: заявка, концепция, пьеса и т.д. Главное – точно сформулировать, что ты хочешь. И понимать, что ты пришел в профессиональный театр, где есть сроки и законы. Придите с концепцией, расскажите и давайте репетировать. Хватит уже своячества!

-Что привело вас на поприще руководителя театра?

Я разочарован состоянием отечественного кинематографа. И государственной политикой в области кино. Театр российский, в отличие от кино, сохранил свое лицо. Благодаря энтузиастам и государству. А с кино такого не произошло. Российского кино, как явления, как того, на чем я был воспитан (а я очень люблю советское кино), - нет. Наше кино потеряло зрителя. Чтобы сегодня случился успех русского кино, оно должно быть похожим на американское. Мне это не интересно, скучно. Когда у нас фильмы окрашены ощущением блокбастера – это крушение кинематографа. Я всегда хотел вернуть нашего взрослого зрителя в кинотеатры, но думаю, что это уже нереально. Убита категория кредитоспособных зрителей, которая шла в кино не за запахом попкорна.

Мы - открытая страна и способны смотреть настоящее американское, французское кино. Единственная страна в мире, кстати, которая сохранила свой кинематограф – это Франция, где была проведена мудрая политика в области кино. А национальное российское кино исчезает. Необходима реформа киноиндустрии.

Мой фильм «Анна Каренина. Интимный дневник» выйдет, надеюсь, в мае. «Три сестры» - в октябре. Я переживаю. Потому что в моем кино свой путь. А когда я сегодня смотрю российские фильмы, то мне кажется, они сделаны только ради того, чтобы затащить зрителей в зал, выключить свет в зале и обмануть его. Много откровенно слабых картин, в которых нечего обсуждать. А в театр приходят зрители, которые хотят экспериментов. В театр нет смысла идти, если на сцене нет ничего нового. Зачем? В театр приходят люди и видят себе подобных в зале – они не могут в театре говорить по телефону, не могут жевать. Как можно в театре жевать, когда ты переживаешь? В театре и в кино надо плакать и смеяться. И не надо стесняться, что вы расчувствовались – вам дадут платок. Потому что люди, приходящие в театр, – это единое целое. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Третий французский сезон фестиваля "Гаврош" открыл Театр де ля Виль

Третий французский сезон фестиваля "Гаврош" открыл Театр де ля Виль

Елизавета Авдошина

Детские спектакли из Европы будут показывать в Москве до 1 октября

0
361
Восток и Запад столкнутся на сцене

Восток и Запад столкнутся на сцене

Елизавета Авдошина

X фестиваль моноспектаклей SOLO будет идти 10 дней

0
836
ООО "Ромашка" не будет ставить "Гамлета"

ООО "Ромашка" не будет ставить "Гамлета"

Минфин прислушался к мнению руководителей культурных учреждений

0
1643
Патриотический словарь

Патриотический словарь

Игорь Яркевич

Про Харибду постмодернизма, рюмочку водки, садомазохиста и селедку с картошкой

0
402

Другие новости

24smi.org
Загрузка...