0
3707
Газета Культура Печатная версия

17.04.2019 15:34:00

Кирилл Серебренников стал триумфатором «Золотой маски»

В Москве вручили главные театральные награды

Тэги: театр, премия, золотая маска, серебренников

On-Line версия

театр, премия, золотая маска, серебренников Фото агентства городских новостей "Москва"

Церемония юбилейной, 25-й, премии «Золотая маска» прошла быстро и лаконично. Словно бы невиданное количество спецпроектов и номинантов истощило не только финансовые, но и моральные силы организаторов. Да и главным украшением награждения было то, что проходило оно на Исторической сцене Большого театра.

Режиссер Евгений Писарев и художник Зиновий Марголин выстроили на подмостках римский амфитеатр и поселили в нем оживших персонажей комедии дель-арте, оперная певица Надежда Павлова исполнила одну арию, а завершил вечер детский хор Большого театра песней «Hallelujah». А вот главным событием, конечно, стало то, что худрук Гоголь-центра Кирилл Серебренников смог забрать свои награды в этот день лично. И он поднимался на сцену дважды. В основной номинации «Лучшая работа режиссера в драме» жюри присудило ему приз за «Маленькие трагедии». Режиссер шутливо выразил надежду на то, что награда поощряет художественную значимость постановки, а не его освобождение из-под домашнего ареста. Второй наградой Серебренникова стал приз за «лучший балет» – скандально известный «Нуреев». Серебренников поблагодарил Большой театр за возможность «сделать такой большой спектакль» и Рудольфа Нуреева, который «сам любил хайп» (здесь очевидный намек на многочисленные споры, связанные с премьерой балета). «Маски» за этот спектакль получили также балетмейстер Юрий Посохов и танцовщик Вячеслав Лопатин – награды в балетной номинации в этот вечер полностью ушли Большому театру. Жюри отметило работу дирижера Павла Клиничева над спектаклем «Ромео и Джульетта»: маэстро получил свою «Маску», не выходя из оркестровой ямы. «Джульетта» Екатерина Крысанова также обошла соперниц в своей номинации.

За «Лучший спектакль в драме малой формы» справедливо наградили «Пианистов» Новосибирского театра. Несмотря на то что в этой категории было немало достойных конкурентов, именно постановка Бориса Павловича скандинавского романа о музыке, созданная перформативными средствами, где музыкальная ткань буквально создается с помощью тишины, пауз и ритма, задает новый вектор развитию драматического театра. А вот с «Большой формой» жюри пошло на компромисс, наградив довольно спорный по режиссуре и редуцированной драматургии спектакль Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Александринского театра, явно желая отметить таким образом работу труппы, в частности, выдающиеся роли Дмитрия Лысенкова и Анны Блиновой, мистериальную сценографию четы Тругубовых и, главное, эстетическую значимость этого театрализованного концерта – новаторский подход к советскому наследию.

Дарью Мороз наградили за нежную и брутальную, пронзительно лирическую роль барона Тузенбаха в «Трех сестрах» МХТ им. Чехова, главный постановочный «трюк» этой интерпретации. На церемонии экс-супруга режиссера Константина Богомолова призналась в том, что именно он создал ее в этой профессии, и сообщила, что посвящает награду также Олегу Табакову. Камиля Тукаева, корифея труппы Камерного театра Воронежа, отметили за роль Креона в «Антигоне» Михаила Бычкова, где он играет бездушное государство с человеческим лицом, создавая целую гамму чувств своего полифонического героя – от расчетливого цинизма до горькой иронии и отеческого трепета. За «Время секонд хэнд» Омского театра драмы забрала «Маску» Валерия Прокоп, ее роль второго плана возносит документальный спектакль на высокий уровень психологического театра. «Старый дом» Владимира Панкова, программный спектакль обновленного Центра драматургии и режиссуры, награжден за «Лучшую мужскую роль второго плана» (награду получил Антон Пахомов), хотя постановка на самом деле ценна всем слаженным актерским ансамблем. «Утопия» Театра Наций получила две значимые «Маски»: они достались семейной паре – художнику Ксении Перетрухиной и драматургу Михаилу Дурненкову. Это спектакль, который полностью построен на выдумке сценографа (зрители смотрят действие, отраженное через зеркало) и полнокровно вводит в обиход театра современную драму.

Авангардных «Трех толстяков» Андрея Могучего, которых невозможно вывезти из родного Большого драматического театра на гастроли, одарили «Маской» художнику Александру Шишкину – за костюмы. Красноярскому Театру им. Пушкина («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Олега Рыбкина, положа руку на сердце безвкусному спектаклю) дали утешительный приз – наградив художника по свету Дмитрия Зименко. Два спецприза жюри драмтеатра распределило между традицией и экспериментом: Башкирским театром драмы, спектаклем «Зулейха открывает глаза» («За сценическое прочтение романа»), где тонко соединяются современные художественные приемы и колорит национального, народного театра. И экспериментальной постановкой Центра им. Мейерхольда «Родина», которая идет четыре часа, а зрителей рассаживают так, что уйти невозможно. Лауреатом номинации «Эксперимент» стала «Волшебная страна» Всеволода Лисовского ростовского театра «18+», где участвуют реальные жители города, но в отличие от, например, схожего в этом смысле «100% Воронеж» – это спектакль-променад, к тому же идея не из франшизы, а полностью оригинальная. В категории кукольного театра «Маски» ушли бесспорным лидерам – режиссеру Яне Туминой и художнику Кире Камалидиновой, и хотя номинации были за конкретные постановки, важны все три, номинированные от этой команды – и «Деревня канатоходцев» («Открытое пространство», Санкт-Петербург), и «Комната Герды» театра «Особняк», и «Руслан и Людмила» из Улан-Удэ. Исполнительница главной и единственной роли в «Комнате Герды» актриса Алиса Олейник заслуженно увезла «Маску» в Санкт-Петербург, ее работа – образец удивительного купажа таланта драматического актера, кукольника, способного оживлять неживое и почти цирковых умений увлекательно работать с предметами. Но главная кукольная «Маска» справедливо досталась другому замечательному театру – «Кукольному формату» («Птифуры»).

Победителем в номинации «Современный танец» оказался спектакль «Минус 16» (хореограф Охад Нахарин), поставленный в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Забирая «Маску», балетный худрук театра Лоран Илер выразил слова признательности не только жюри и публике, но и тем, кто в этот момент переживает трагедию его страны – пожар в Нотр-Даме. Премия за лучшую женскую роль в опере была присуждена исполнительнице роли Костельнички в опере «Енуфа» – солистке театра Станиславского Наталье Мурадымовой; за мужскую – контратенору Винсу И, представшему в образе Удовольствия в спектакле «Триумф времени и бесчувствия» Константина Богомолова. Увы, но его дебют в музыкальном театре не оценили: лучшей работой режиссера жюри отметило работу британки Кэти Митчелл за спектакль «Альцина» – копродукцию Большого театра и Экс-ан-Прованса. Лучшим оперным спектаклем по праву признали спектакль «Жанна на костре» Пермского театра оперы и балета. Французская актриса Одри Бонне, блистательно сыгравшая Жанну, награду не завоевала (равно как и ее напарник Дени Лаван), но поднялась на сцену вместе с директором театра Андреем Борисовым, произнесшим торжественную речь. Ромео Кастеллуччи – режиссер «Жанны» – взял «Маску» лишь как лучший художник. А постоянный триумфатор «Золотой маски» Теодор Курентзис в этом году, ко всеобщему удивлению, и вовсе остался без награды: лучшим дирижером в опере стал Филипп Чижевский.

Композитор Владимир Раннев предсказуемо выиграл в своей номинации: его опера «Проза», которая с успехом идет в Электротеатре «Станиславский», завоевала любовь критиков с самых первых показов. Еще один герой спектакля – Сергей Васильев – стал лучшим художником по свету, а лучшим художником по костюмам – Мария Трегубова за мюзикл «Беги, Алиса, беги». Помимо основных номинаций в музыкальном театре жюри присудило две спецпремии, которые показались для них «самыми сложными». Одна из них отправилась в Екатеринбург, к творческой команде балета «Пахита» (именно они были основными претендентами на «Маску» в балетной номинации), а другая – к композитору и режиссеру Александра Маноцкову за его оперу «Сны Иакова, или Страшно Место».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Маэстро обходится без юридического объединения Большого и Мариинского театров

0
1504
Жанр стендапа приходит в театр

Жанр стендапа приходит в театр

Елизавета Авдошина

Артисты "Сатирикона" и МХТ им. Чехова пробуют силы на новой творческой территории

0
1268
Московский сатирик

Московский сатирик

Елизавета Авдошина

Александр Ширвиндт не дожил до 90-летия трех месяцев

0
1985
Быстро только сказка сказывается: "Ведогонь-театру" – 25 лет

Быстро только сказка сказывается: "Ведогонь-театру" – 25 лет

Наталья Савицкая

Как четыре студента-"неонародника" создали в Зеленограде профессиональный театр

0
2233

Другие новости