0
7197
Газета Интернет-версия

25.11.2013 00:01:00

Большая игра в ожидании европейского саммита

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов – директор Института политического анализа и международных исследований (Украина, г. Киев).

Тэги: украина, экономика, политика, ес, тимошенко


украина, экономика, политика, ес, тимошенко Оппозиция в Украине не отделяет свободу Юлии Тимошенко от европейского выбора. Фото с официального сайта партии «Батькивщина»

 В течение последних лет Киев был втянут в масштабную политическую игру с труднопрогнозируемыми результатами. Вплоть до разворота экономической политики в сторону СНГ, объявленного правительством на заседании 21 ноября, суть происходящего ощущалась в основном по косвенным признакам, выдававшим напряженную игру действующих лиц и позволявшим следить за развитием интриги.
2013 год для Украины оказался крайне неблагоприятным. Ультимативная позиция лидеров ЕС и России, настаивавших на исключительности положений ЗСТ с ЕС и членства в Таможенном союзе, привела к угрожающим экономическим потерям, главным образом в виде торможения и блокирования украинского экспорта в Россию. За девять месяцев текущего года объем товарного экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на четверть, и это, похоже, не предел. По крайней мере, по словам представителей российского правительства, это лишь предупредительная акция. В случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС и тем более его вступления в силу могли последовать более серьезные ограничительные меры, предусмотренные статьей 18 договора о ЗСТ в рамках СНГ и приложения № 6 к соответствующему договору. На этом фоне весьма неожиданно выглядело заявление обычно не склонного к самобичеванию премьера Николая Азарова о том, что традиционные конкурентные преимущества Украины исчерпаны, а «традиционные рынки сбыта не обеспечивают Украине необходимых темпов экономического роста» (07.11.13).
С не меньшим упорством официальный Киев продолжал поиск альтернативных источников поставок газа, будь то дополнительный коннектор на украинско-словацкой границе, адриатический газовый коридор или проектируемый турецко-азербайджанский трансанатолийский газопровод TANAP. Плюс к этому завершение оформления договорно-правовых условий, касающихся добычи сланцевого газа в Донбассе и Прикарпатье. Однако, как выяснилось, реальных шансов обеспечить альтернативные поставки газа в достаточных объемах и тем более по приемлемым ценам у Киева нет и не предвидится.
В отношении условий, выдвинутых Европейской комиссией в плане подписания соглашения об ассоциации с ЕС, официальный Киев, впрочем без явного энтузиазма, обещал завершить все основные процедурные моменты непосредственно к Вильнюсскому саммиту.
В дополнение к публично озвученным требованиям об изменении законодательства Брюссель выдвинул целый ряд условий экономического характера, включая отказ от пересмотра тарифов в рамках ВТО, отмену пошлин на импорт автомобилей и подписание нового меморандума с МВФ. Впрочем, ведя торг с евробюрократами, официальный Киев явно затягивал выполнение требований экономического характера. По информации украинского издания Forbes, рабочая группа под руководством вице-премьера Ю. Бойко провела ряд совещаний, на которых рассматривались экономические последствия подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Их результаты явно подтвердили прогноз по свертыванию производственного сектора, что вкупе с кризисом в торговле Украины со странами СНГ и падением экспорта в страны Азии представляло собой угрожающий сценарий длительного экономического спада и скатывания к дефолту.
Несмотря на призывы представителей машиностроительной отрасли принять меры по преодолению негативных тенденций, правительство до последнего момента держало паузу, которая наталкивала на мысль о незавершенности торга по неким принципиальным вопросам. Причины такой «нерешительности» премьер Азаров объяснил на заседании кабинета министров 21 ноября, процитировав письмо Миссии МВФ, содержавшее требования по условиям новой кредитной программы. В нем был повторен полный набор мер по замораживанию экономики и свертыванию потребления, включавший повышение тарифов на газ и отопление для населения, замораживание заработной платы, сокращение бюджетных расходов и субсидий в энергетике и отмену льгот для сельского хозяйства по уплате НДС. Поскольку США и ЕС, являющиеся в МВФ держателями контрольного пакета, декларировали готовность помочь Украине с предоставлением новой кредитной программы, правительство, судя по всему, надеялось на некое чудо, которого не произошло. В такой ситуации подписание соглашения об ассоциации с ЕС не только не принесло бы существенных выгод, но гарантированно угробило украинскую экономику, уже несущую серьезные потери в рамках СНГ, на рынок которого приходится 35–40% украинского экспорта.
Решение правительства оформлено в виде «распоряжения», которое приостанавливает подготовку к подписанию соглашения с ЕС. Спекуляции на тему, имело ли правительство право и полномочия пойти на такой шаг, вряд ли уместны, поскольку по действующей Конституции именно кабмин является высшим органом в системе исполнительной власти Украины. Тем более что предыдущее решение о подписании соглашения с ЕС также было оформлено правительственным решением от 18.09.13.
Комментируя изменение позиции правительства, Николай Азаров охарактеризовал его как смену тактики. По его словам, в случае изменения ситуации правительство может возобновить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации.
В ноябре–декабре 2013 года выплаты по внешнему долгу Украины составляют 1,7 млрд долл. В 2014 году предстоит погашение 8,2 млрд долл. внешних долгов на фоне практически нереального доступа к иностранным рынкам капитала. Те 825 млн долл., которые могли бы поступить от ЕС после подписания соглашения об ассоциации, погоды явно не делают. Тем более что предоставление кредитов ЕС обставил условием подписания новой программы с МВФ, условия которой известны. В 2014 году дефицит платежного баланса составит в лучшем случае 13–14 млрд долл. и может быть погашен лишь за счет золотовалютного резерва.
Иными словами, поскольку экономический прогноз создания ЗСТ с ЕС не позволяет рассчитывать на экономический рост, а на условия МВФ украинское правительство не пойдет до тех пор, пока будут оставаться хотя бы какие-то внятные альтернативы, в ближайшее время следует ожидать существенной переориентации внешнеэкономического курса. По крайней мере выбранная Киевом модель создания экономики, асимметрично открытой в отношении СНГ и ЕС, оказалась несостоятельной и перестала работать еще до подписания соглашения с ЕС. Поэтому подписывать соглашение об ассоциации в ее нынешнем виде, с учетом прогнозируемого роста импорта и снижения доходов бюджета правительство вряд ли решится.
По мнению экономических экспертов, восстановлению рентабельности украинской экономики мог бы способствовать пересмотр контракта с «Газпромом» при снижении цены на газ для Украины до не более 250 долл. за 1 тыс. куб. м. Скорее всего Киев будет пытаться использовать внутренние резервы и двусторонние кредиты со стороны Китая и России, а также попытается максимально восстановить связи в рамках СНГ.
Ссориться с Западом, а тем более идти на демонстративный конфликт или разрыв связей Виктор Янукович не намерен. В конце концов формальную ответственность за экономику и «срыв» евроинтеграции несет именно правительство во главе с Николаем Азаровым, которое в то же время отвечает за обеспечение условий экономической безопасности страны. Поэтому Янукович скорее всего поедет в Вильнюс и вряд ли будет подвергнут на саммите жесткой критике, несмотря на нерешенную проблему Юлии Тимошенко.
Что касается лидеров ЕС, для них отказ Киева от подписания соглашения об ассоциации вряд ли будет истолкован как результат критического состояния украинской экономики. Скорее всего европейцы будут толковать происходящее как  подтверждение важности персонального фактора в политике, поскольку ни один из лидеров украинской оппозиции, включая Юлию Тимошенко, Виталия Кличко или Арсения Яценюка, не смог бы отважиться на подобный шаг.    

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
751
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1270
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
927
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
485

Другие новости