0
9025
Газета Печатная версия

09.04.2018 00:01:00

Спасение Греции – политическое решение Евросоюза

Выход Эллады из зоны евро может подтолкнуть к такому же шагу другие страны со слабой экономикой

Николай Мохов

Об авторе: Николай Валерьевич Мохов – кандидат политических наук.

Тэги: ес, евросоюз, греция, экономика, кризис


ес, евросоюз, греция, экономика, кризис Афины регулярно сотрясают акции протеста против мер жесткой экономии, навязываемых «тройкой» кредиторов. Фото автора

Согласно опубликованным в марте данным греческого статистического агентства «Элстат», ВВП Греции вырос в 2017 году на 1,4%. В феврале страна успешно провела семилетний заем на международных рынках. Учитывая завершение в августе 2018 года третьего плана финансовой помощи Евросоюза, греческое правительство пытается вернуться к финансированию на рынках. Возможность четвертого плана помощи не рассматривается ни Афинами, ни Брюсселем.

Мировой финансово-экономический кризис 2007–2009 годов нанес Греции удар, от которого она не может оправиться по сегодняшний день. Все социально-экономические показатели стали ухудшаться. Экономический рост сохранял отрицательные или крайне низкие значения: –0,3% (2008); –9,1% (2011); –7,3% (2012); –0,2% (2016). Безработица выросла с 7,8% в 2008 году до 24,9% в 2015-м.

Продолжительный кризис проявил невозможность для Евросоюза узаконить фактическое банкротство Греции. О банкротстве свидетельствуют неприемлемые показатели дефицита бюджетов всех уровней – от национального до местного – и госдолга, составившего в 2016 году почти 181% ВВП. Греция абсолютный аутсайдер (с большим отрывом) еврозоны и Евросоюза по этому показателю.

Вместо дефолта, естественного для любой страны в таком положении без политической поддержки, Европейская комиссия и Европейский центробанк совместно с МВФ (отсюда термин «тройка») предоставили Греции три плана спасения. Все они основаны на общей экономической философии, которая предполагает предоставление больших кредитов в обмен на обязательства Греции проводить либеральные рыночные реформы и политику строгой экономии. По первому плану (май 2010-го) Греции были выделены кредиты на 110 млрд евро, по второму (февраль 2012-го) – на 130 млрд, по третьему (июль 2015-го) – на 86 млрд. МВФ выступал одним из кредиторов в первых двух планах, но не участвовал в третьем (поскольку документы фонда запрещают кредитовать страну с долгом, который невозможно выплатить).

В обмен на предоставление кредитов греческие правительства под контролем «тройки» сокращали все возможные государственные расходы (сокращение зарплат и численности госслужащих, реформа пенсионной системы с повышением возраста выхода на пенсию и трудового стажа), боролись с неплательщиками налогов, повышали косвенные и прямые налоги, проводили обширную программу приватизации и реформу трудового законодательства в сторону уменьшения защиты и гарантий работников.

С целью спасения Греции кредиторы (прежде всего Германия, Франция и МВФ) пошли на беспрецедентный шаг – 27 октября 2011 года убедили частных кредиторов (банки и инвестиционные фонды) списать 53,5% долгов, или беспрецедентную сумму в мировой экономической истории. А через год министры финансов еврозоны и МВФ приняли решение о сокращении греческого долга еще на 40 млрд евро.

Многочисленные планы экономии и новая антикризисная политика коренным образом изменили экономические и социальные реалии Греции. В стране начался «порочный круг» рецессии: строгая экономия – сокращение потребления и спроса – спад производства и рост безработицы – невозможность собрать достаточный объем налогов – новый виток строгой экономии.

Устойчивое ухудшение экономической ситуации отразилось на социальном положении. Доля греков, которые относятся к бедным слоям или находятся в зоне риска обеднения, выросла с 28,1% в 2008 году до 35,6% в 2016-м. При этом наблюдается сокращение греческого населения (вследствие эмиграции и сокращения рождаемости). Политика экономии в целом или принятие очередного пакета реформ, как правило, сопровождались многочисленными манифестациями или забастовками.

Сокращение расходов, расширение налоговой базы и борьба с уклонением от уплаты налогов, безусловно, благоприятны для греческих государственных финансов, десятилетиями страдавших от отсутствия дисциплины. И до вступления в валютный союз 1 января 2001 года для греческих правительств была характерна жизнь не по средствам за счет наращивания долга или субсидий европейских организаций. После провозглашения независимости в 1822 году страна несколько раз объявляла банкротство или по меньшей мере прекращала выплаты по государственному долгу. Поэтому долговой кризис – не новое явление, а воспроизводство в новых условиях хронической для Греции проблемы рентной экономики.

Тем не менее главный расчет терапии европейских управляющих организаций, стран-лидеров зоны евро и МВФ не оправдался. За период с 2008 по 2013 год ВВП Греции в реальном выражении сократился на 25% (сокращение продолжилось и дальше). В 2017 году безработица сократилась до 21,5%. Однако это сокращение необходимо воспринимать с двумя оговорками: 29% наемных работников трудятся неполный рабочий день (с месячной зарплатой до выплаты налогов около 380 евро), а среди экономически активной молодежи до 25 лет безработица превышает 40%.

На основе годового роста ВВП и сокращения безработицы преждевременно говорить о смене тенденции. Проблемные долги в греческой банковской системе составляют 46% от общего объема выданных кредитов (средний показатель по Евросоюзу – 4%).

Сохранение страны в зоне евро не позволяет девальвировать валюту, что привело бы к повышению конкурентоспособности греческих предприятий. В отсутствие национальной валюты греческая экономика, проигрывающая конкуренцию прежде всего другим странам Евросоюза и азиатским странам, вынуждена повышать конкурентоспособность за счет политики строгой экономии. До присоединения к европейскому валютному союзу Греция исторически привыкла к мягкой драхме в силу объективной слабости экономики. При возникновении экономических сложностей девальвация драхмы создавала для национальных производителей протекционистский барьер от иностранных конкурентов. Страны, оказавшиеся в глубоком кризисе, как правило, использовали все доступные инструменты для оживления экономики. В частности, Россия и Аргентина, оказавшись в схожих кризисных условиях (дефолт по госдолгу, экономический спад, отток капитала, сокращение инвестиций), быстро и значительно девальвировали валюты.

В развитии кризиса с 2010 года поражает настойчивость как греческой, так и европейской сторон в сохранении Греции в валютном союзе, несмотря на столь многочисленные противоречия и факторы, толкающие к разрыву. Желание удержать Грецию в зоне евро с европейской стороны объясняется в первую очередь политическими соображениями о необходимости поступательного развития и расширения политико-экономического объединения Старого Света. Выход Греции из зоны евро может привести к выходу других стран со слабой экономикой (прежде всего Португалии и Ирландии), а также поставит под сомнение расширение европейской интеграции на восток.

Твердое нежелание греческих правительств остро поставить вопрос о выходе страны из валютного союза менее логичен с точки зрения долгосрочной перспективы. Основополагающей причиной привязанности всех греческих правительств к европейским институтам и евро служит риск слишком больших и непредсказуемых перемен. При этом за последние 10 лет у власти в Греции последовательно находились правительства практически всех политических сил (кроме ультраправого националистического движения «Золотая заря»): социал-демократический ПАСОК, правая «Новая демократия» и с января 2015 года крайне левая коалиция СИРИЗА. Ни одна из этих политических сил не рассматривала серьезно альтернативу выхода страны из зоны евро и полного или частичного дефолта по долгам.

Исходя из этой установки, нынешнее правительство Алексиса Ципраса борется за очередное списание части греческого долга (эта борьба находит положительный отклик в обществе). Со стороны европейских кредиторов по-прежнему превалирует политический подход – не желая идти на очередное списание, министры финансов стран еврозоны рассматривают возможность продления сроков выплаты долгов.

Афины–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Украине забыли об избирательных правах миллионов граждан

В Украине забыли об избирательных правах миллионов граждан

Татьяна Ивженко

Переселенцы из Донбасса не смогут принять участие в выборах президента и Верховной рады

0
538
Россияне – это прежде всего бедные люди

Россияне – это прежде всего бедные люди

Анастасия Башкатова

Зарплаты в долларовом выражении падают, несмотря на их "беспрецедентный рост"

0
780
Ориентиров все больше, ясности, куда идет страна, – все меньше

Ориентиров все больше, ясности, куда идет страна, – все меньше

Нацпроекты как новый фактор неопределенности российского будущего

0
545
Папа Франциск не дал американцам разобраться с педофилами

Папа Франциск не дал американцам разобраться с педофилами

Станислав Минин

Епископов США попросили не торопить события

0
489

Другие новости

Загрузка...
24smi.org