0
6601
Газета Печатная версия

07.04.2024 17:59:00

ЕС, НАТО, США: асимметричный треугольник

Сокращение американских гарантий усилит европеизацию альянса

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая Отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: сша, внешняя политика, европейская безопасность, стратегическая автономия, ес, нато, украинский конфликт

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

сша, внешняя политика, европейская безопасность, стратегическая автономия, ес, нато, украинский конфликт Генсек НАТО Йенс Столтенберг и глава Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен обсуждают европейскую опору альянса. Фото Reuters

В свете грядущих в ноябре президентских выборов в США и внутри страны, и за ее пределами идут бурные дебаты о будущей внешнеполитической ориентации Америки. Если между демократами и республиканцами есть единство по ряду вопросов, касающихся стратегического соперничества с Китаем и защиты отечественного производства, то по проблемам европейской безопасности расхождения прослеживаются не только между партиями, но и внутри партий.

В свое время очень многих поразило признание постпреда США при НАТО Курта Волкера: «Когда европейцы говорят НАТО, они имеют в виду США, тогда как для Вашингтона НАТО – это только европейцы, как будто Америка не является членом альянса». Это не раз подтверждалось на высшем уровне, включая президентов, министров обороны и сенаторов. Дональд Трамп и в бытность президентом США, и участвуя в сегодняшней президентской кампании, неоднократно подчеркивал, что есть США и есть страны НАТО, которые должны относиться к своему главному партнеру справедливо, то есть не быть иждивенцами. Иными словами, отношения европейских союзников, большинство из которых являются членами ЕС и НАТО, с Соединенными Штатами, традиционно гарантом безопасности Европы, являются сегодня главной болевой точкой в евро-атлантическом партнерстве.

Стратегическая автономия (СА) Евросоюза, заявленная в 2016 году в Глобальной стратегии безопасности ЕС и направленная на создание собственного оборонного потенциала, была в решающей степени результатом сомнений европейских союзников в долгосрочной устойчивости трансатлантического альянса. СА – широкое понятие, которое включает и стратегический суверенитет ЕС, и открытую стратегическую автономию. По определению Европарламента, эти понятия – синонимы, означающие способность ЕС действовать автономно, полагаться на собственные ресурсы в ключевых стратегических областях и сотрудничать с партнерами, когда это необходимо. Вместе с тем в этих сходных понятиях есть своя специфика. Стратегический суверенитет ЕС относится к так называемой геополитике, а проще говоря, к отношениям Евросоюза с глобальными центрами силы. Открытая стратегическая автономия обозначает императив технологического суверенитета ЕС в ключевых сферах – кибертехнологиях, квантовых вычислениях, космосе, искусственном интеллекте и т.д. Понятие же СА, несмотря на его широту, все же ассоциируется с созданием ЕС потенциала территориальной обороны. Появление этого проекта вызывало неоднозначную реакцию как внутри Евросоюза, спровоцировав панику среди атлантистов, так и в американской правящей элите, вспомнившей о трех «не» Мадлен Олбрайт. Опасаясь разрыва евро-атлантических связей, Олбрайт в конце 1990-х поставила три условия для развития общей политики безопасности и обороны ЕС: не разделять, не дублировать и не дискриминировать НАТО.

Однако процесс разъединения евро-атлантических союзников носит объективный характер. Окончание биполярной эпохи развело интересы безопасности Европы и США. Интересно, что процесс отдаления союзников, которого так опасалась Олбрайт, проявился не при Трампе, а при Бараке Обаме. Его поворот к Азии и стратегии сдержанности значительно усилил опасения Европы по поводу надежности американских гарантий безопасности. Что касается Трампа, то он представляет собой лишь наиболее одиозную версию этого поворота. Это хорошо понимают в Евросоюзе. Не случайно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заметила, что «некоторые сдвиги в приоритетах и восприятии гораздо глубже, чем взгляды одного политика или администрации», и они «не исчезают после выборов». Так, при Джозефе Байдене усилился тренд создания новых альянсов за пределами НАТО для обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР).

Считается, что украинский конфликт приглушил противоречия в евро-атлантическом партнерстве и сблизил ЕС и США в вопросах европейской безопасности. Вместе с тем внутри Евросоюза сохраняются опасения, что это сближение носит ситуативный характер. Весьма показательно, что на призыв Эмманюэля Макрона к ЕС в апреле 2023 года не вмешиваться в разногласия США и Китая, в частности в конфликт вокруг Тайваня, американские сенаторы-республиканцы отреагировали угрозой США ограничить свою поддержку Украины, если Европа не готова поддержать США в вопросе спора с Китаем. На отношения союзников накладывались и другие трения в евро-атлантических отношениях, включая торговые и промышленные споры.

Не менее важным фактором в развитии оборонного потенциала ЕС стал императив развития самой европейской интеграции, который требовал расширения интеграционных проектов на сферу безопасности и обороны. Сотрудничество государств – членов ЕС, начавшееся в 1990-е с развития потенциала для экспедиционных операций, после кавказского кризиса и украинского конфликта приобрело цель создания ресурсов для территориальной обороны против внешних угроз, прежде всего против «российской угрозы».

Представляется, что перспектива отношений ЕС и НАТО будет зависеть от вектора развития внешней политики США, который в большой степени будет определяться соотношением сил между сторонниками «стратегии сдержанности» и их идейными противниками, приверженцами «большой стратегии глубокого вовлечения» Соединенных Штатов. Европа является ключевым вопросом в дебатах о будущем НАТО. Первые утверждают, что помимо экономии средств, необходимых для решения собственных проблем, сокращение обязательств США перед союзниками оправданно на том основании, что Европа может быстро и легко создать эффективные силы сдерживания России. В частности, по их мнению, коалиция из трех европейских государств – две ядерные державы Великобритания и Франция плюс Германия – способна сдерживать Россию. Они напоминают слова Джорджа Вашингтона, сказанные в 1796 году: «У Европы есть набор первостепенных интересов, которые к нам не имеют никакого отношения или очень отдаленное отношение». Иными словами, уход США из Европы рассматривается как возвращение к традиционным основам американской внешней политики. Вторые, сторонники «большой стратегии глубокого вовлечения» США, выступают за сохранение текущих американских обязательств в Европе и в других регионах. По их мнению, если США хотят европейской безопасности и стабильности, то им нужно оставаться в Старом Свете, поскольку уход Америки оттуда поставит союзников в трудное положение.

Несмотря на прогресс Евросоюза в создании юридически обязательного механизма для углубления сотрудничества в области обороны (Постоянное структурированное сотрудничество, Скоординированный ежегодный обзор по обороне, Европейский оборонный фонд, Национальные планы внедрения и др.), проект СА автономии находится в самом начале пути, на котором встают серьезные преграды. Во-первых, это отсутствие главного предварительного условия для создания оборонного потенциала – общей стратегической культуры, воплощающей единые интересы, взгляды и представления о внешних угрозах. Принятие Стратегического компаса, или первой Белой книги Европейского союза в 2022 году, – важный шаг в концептуальном развитии общей политики обороны, но не устраняющий полностью стратегическую разноголосицу стран ЕС. Во-вторых, дефицит военного потенциала. Окончание биполярности породило надежды на лучший мир и вызвало резкое сокращение вооруженных сил, что предопределило низкие стартовые позиции для создания военного потенциала ЕС. К примеру, по данным бюллетеня Military Balance Международного института стратегических исследований (IISS), c 1990 по 2020 год общее количество только по одной категории боевых танков в странах ЕС сократилось на 85%. И в-третьих, отсутствие специальных структур, таких как центральный штаб объединенных вооруженных сил НАТО.

В целом отношение США к СА стало более спокойным. В условиях перегруженности Вашингтона обязательствами в области глобальной безопасности и необходимости противостоять «агрессивному стратегическому конкуренту в Азии», для сдерживания которого нужны не столько европейские союзники, сколько союзники в ИТР, укрепление оборонного потенциала ЕС объективно отвечает интересам США. И внутри Евросоюза постоянно провозглашаемая взаимодополняемость ЕС и НАТО в сфере безопасности, а также принятая в 2021 году «Стратегия сотрудничества ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе» сняли обеспокоенность восточноевропейских атлантистов относительно эрозии евро-атлантического партнерства. Однако его будущее станет зависеть не столько от деклараций и европейских инициатив, сколько от поляризации политических сил в США по вопросу о выборе дальнейшей стратегии.

Представляется, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах уход США из Европы маловероятен. Однако в долгосрочной перспективе такой сценарий не кажется невероятным. Постепенное сокращение присутствия США в Европе неизбежно повлекло бы за собой полное переформатирование НАТО или, как пишут некоторые американские аналитики, европеизацию НАТО. Этот процесс побудил бы Великобританию и ЕС активизировать сотрудничество в области безопасности и обороны, возможно, и в сфере ядерных вооружений. В контексте такого сценария у Евросоюза не останется альтернативы развитию СА, какие бы трудности ни стояли на ее пути. 


Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
3177
Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
4496
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
2322
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
2896

Другие новости