0
1560
Газета Экономика Интернет-версия

31.10.2001 00:00:00

Виталий Артюхов: "История с валом Гамбурцева не окончена"

Тэги: артюхов, недра, ресурсы


- Виталий Григорьевич, в последнее время часто поднимается вопрос об изменении механизма управления процессом лицензирования. В частности, Минэнерго предлагает строить выдачу лицензий на основе принципов "одного окна". Как вы относитесь к этому предложению?

- Предложения коллег из Минэнерго нам известны. В официальной их редакции, которая изложена в письме, направленном в правительство, эти предложения сводятся вовсе не к "одному окну", а к "двум корзинам". Другими словами, Минэнерго предлагает разделить единый государственный фонд недр на те виды полезных ископаемых, "которые горят" и, соответственно, "которые не горят". При этом лицензирование прав пользования недрами из первой корзины Минэнерго предлагает взять на себя. Я полагаю, что эти предложения неприемлемы. В правовом плане они полностью противоречат Закону "О недрах", с позиций геологической науки фонд недр априори неделим, да и в чисто практическом плане тоже┘ Впрочем, все это - нормальная и в чем-то полезная дискуссия специалистов разных ведомств. И, разумеется, мы не видим здесь повода для межведомственных конфликтов.

- Недавно было отменено решение МПР и администрации НАО о проведении конкурса на право пользования недрами месторождения Вал Гамбурцева. Считаете ли вы, что вопрос о пересмотре итогов конкурса по этому месторождению теперь решен окончательно?

- Проблемы прав на месторождения Ненецкого АО не являются эксклюзивными или основными для министра; за последние четыре месяца в министерстве были рассмотрены дела по нескольким сотням лицензионных соглашений и приняты решения об отзыве нескольких десятков лицензий, в том числе у компаний, гораздо более известных, нежели вами названная. Но при всем при том, будучи читателем вашей газеты, не могу отказать вам в ответе по существу. Полагаю, что все действия министерства по отзыву лицензий основаны на законе и отвечают интересам государства. К сожалению, судебные споры по всему этому кругу вопросов продолжаются.

Суды разных регионов страны принимают противоположные решения: суд из Краснодарского края предписывает лицензию отозвать, суд из Орловской области запрещает любые действия министерства в этом направлении. В соответствии с этими "взаимно перпендикулярными" решениями различных судов моим заместителям приходят угрожающие предписания судебных приставов┘ Однако я уверен, что вся эта затянувшаяся история закончится победой закона и здравого смысла.

- В последнее время правовая база лицензирования и механизмы выдачи лицензий вызывают много нареканий, в частности со стороны ГКУ президента. Как ведется работа в этом направлении?

- Наши собственные соображения и направления действий во многом совпадают с выводами, сделанными ГКУ президента. В частности, в полном резонансе с критическими замечаниями и выводами ГКУ находятся проводимые в последние месяцы действия МПР по тотальной инвентаризации выполнения условий всех ранее выданных лицензий. Нами налажена предельно открытая и четкая процедура рассмотрения вопросов выдачи и отзыва разрешительных документов. Идет апробация нового пакета подзаконных актов, регламентирующих взаимоотношения государства и бизнеса в сфере природопользования. Подготовлен и запущен в процесс согласований законопроект по вопросам лицензирования, а также изменения и дополнения в базовые законы, включая закон "О недрах". Наряду с четырьмя отраслевыми службами создается служба государственного контроля. Она будет контролировать исполнения лицензионных требований.

- Почему вы предложили учитывать исполнение лицензионных требований соглашений при выдаче графиков на экспорт нефти?

- Доступ к экспортной трубе является весьма сильнодействующим инструментом государственного регулирования. Нет никаких противопоказаний к тому, чтобы использовать этот инструмент для понуждения нефтяных компаний к более строгому соблюдению лицензионных требований. Министерство уже сегодня имеет право выверки списка экспортеров на предмет наличия лицензий на нефтедобычу. Полагаю, что следующим этапом работы с нефтеэкспортерами вполне может стать проверка не только факта наличия лицензии, но и степени выполнения ее основных позиций.

- Не повлияет ли ужесточение лицензионной политики на стоимость активов, например, крупных нефтяных компаний?

- Для ведущих зарубежных нефтяных компаний на миллиард баррелей запасов нефти приходится 5-10 и более миллиардов акционерного капитала. Для российских компаний этот показатель в десятки раз ниже. Поэтому - в рамках имеющихся запасов - резервы роста капитализации российских НК огромные. Ужесточение лицензионных требований означает среди всего прочего повышение прозрачности компаний. И по науке, и по здравому смыслу такие вещи работают для капитализации "в плюс", а не "в минус".

- По каким вопросам природопользования, по вашему мнению, необходимо более четко разграничить полномочия между федеральным центром и регионами?

- Я считал и продолжаю считать, что необходима полная симметрия между разграничением полномочий центра и регионов - что в вопросах бюджетной политики, что в вопросах природопользования. Крайне нелогична нынешняя ситуация, когда вопрос использования нескольких миллионов рублей бюджетных расходов решается обеими палатами Федерального собрания, в то время как судьба геологической провинции, имеющей бюджетный вес в миллиарды долларов, в значительной степени зависит от администрации отдельно взятого региона. В законе обязательно должно появиться понятие "месторождения федерального значения" со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Одновременно должны быть расширены пределы собственной компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере доработки старых месторождений, а также общераспространенных полезных ископаемых.

- Нужно ли оставлять губернаторам право "второго ключа"?

- Речь идет о том, что для месторождений федерального значения решения о выдаче лицензий должны приниматься на федеральном уровне, разумеется, с учетом мнения администрации региона в части вопросов среды обитания коренных народов, региональной экологии, интересов местного бюджета┘ Но не по фундаментальным вопросам определения перспективности того или иного варианта разведки и освоения месторождения и соответственно выбора недропользователя.

- В последнее время все чаще говорят о проблемах налогообложения в сфере недропользования. Какова ваша позиция по этим вопросам?

- Факты полностью подтвердили опасения специалистов по экономике недропользования: абсолютно нерационально облагать равным налогом на тонну добытого сырья компанию, работающую на высокопродуктивных новых месторождениях, и недропользователя, который дорабатывает "хвосты" от запасов 40-летней давности. Есть еще одна идея, которая наверняка станет предметом острейшей дискуссии. Мы будем ставить вопрос о введении нового налога на запасы, законсервированные компанией - обладателем эксплуатационной лицензии. Идея здесь в том, чтобы сделать невыгодным для недропользователя держание избыточных запасов в корпоративных резервах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1515
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3898
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2167
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2442

Другие новости