0
2893
Газета Экономика Интернет-версия

02.04.2008 00:00:00

Белый дом перегрелся

Тэги: мэрт, минфин


мэрт, минфин Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина впервые выступила с такой жесткой критикой курса Минфина.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Правительственные дискуссии о новом экономическом курсе перешли в открытое столкновение двух российских министров. Вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина публично раскритиковала вице-премьера и главу Минфина Алексея Кудрина, который выступил с традиционными тезисами об опасности снижения налогов, о перегреве экономики и пользе инвестирования резервов в иностранные ценные бумаги.

Государственное стимулирование экономики, по словам Кудрина, создает опасные диспропорции и угрожает финансовыми кризисами. «Российская экономика страдает от перегрева, а в качестве примера нам нужно взять Китай, который планомерно снижает темпы роста с 11,5 до 8,5% ВВП в год», – в очередной раз заявил глава Минфина, выступая на ежегодной международной конференции «Модернизация экономики и глобализация». По его мнению, Россия должна извлечь опыт и из кризиса Казахстана, который пытался стимулировать строительство за счет дешевых банковских кредитов, но только дестабилизировал свою финансовую систему. «Из 120 незавершенных объектов строительства в Астане коммерческие перспективы имеют только 39, а остальные фактически стали необеспеченным залогом пострадавших казахских банков», – рассказал Кудрин.

Еще один образец бездумной политики продемонстрировали США. В 2000 году ФРС снизила процентную ставку до 1% и, создав дешевые деньги, поддержала целые сектора экономики. В результате, по словам Кудрина, с 2000 по 2005 год строительство жилья в США выросло в два раза по сравнению с предыдущей пятилеткой, однако это не привело к адекватному увеличению доходов населения. В итоге разразился ипотечный кризис. «Государство, стимулируя и пытаясь подогреть отдельные сектора рынка, создало «пузырь», и он лопнул, – стращал министр. – Из такого опыта нашей экономике тоже нужно делать выводы». При этом настоящим условием для экономического роста он считает макроэкономическую стабильность, низкую инфляцию и доступные долгосрочные кредиты. Однако выступившая следом Эльвира Набиуллина назвала рассуждения о связи макростабильности и экономического роста такими же бессмысленными, как споры о первичности курицы или яйца. «Маховик экономического роста еще только раскручивается, и мы не должны остановить его разговорами о перегреве экономики», – заявила в ответ глава МЭРТа. Тезис о перегреве экономики воспринимается многими экономистами как призыв к консервации нынешнего курса. Однако инерционное развитие, по ее словам, грозит России утратой конкурентоспособности целых секторов экономики. «Риски ничегонеделания сейчас слишком высоки», – уверена Набиуллина.

Еще одним пунктом принципиальных разногласий двух министров стала налоговая тема. «Мы предлагаем снизить налоги не для того, чтобы ослабить бюджет, а чтобы дать ему более надежную налоговую базу», – заявила Набиуллина в ответ на критику Кудриным идеи снижения налога на добавленную стоимость (НДС). По словам министра финансов, сегодня доходы бюджета позволяют снизить налоги, однако через 7–8 лет его доходы могут сократиться на 1–1,5% ВВП, а обязательства пенсионной системы вырасти на 2 или даже 4% ВВП. Поскольку расчет выпадающих доходов не может быть серьезным аргументом против снижения НДС, Алексей Кудрин пообещал до 1 августа представить оценку отдаленных экономических вызовов, которые не позволяют сегодня его снизить.

В свою очередь, Эльвира Набиуллина признала, что между сторонниками развития и финансовой стабильности «нарастает напряжение». «Нужно искать развязки, которые позволили бы при сохранении бюджетной стабильности обеспечить долгосрочную устойчивость экономического роста», – отмечает глава МЭРТа.

По ее словам, сейчас сложилась «действительно сложная ситуация выбора» между приоритетом экономического развития и финансовой стабильности, а потому нужны «нетривиальные решения». При этом «жестко ограничительная финансовая политика может подорвать экономический рост».

Очевидные разногласия проявились между Минфином и МЭРТом в вопросе финансирования модернизации. По словам Набиуллиной, банковской системе необходимы длинные деньги, и государство должно понимать, что без них модернизация невозможна. Однако Кудрин считает, что к госплановской системе кредитования экономики возвращаться не следует, а госрезервы лучше хранить в иностранных ценных бумагах. «Золотовалютные резервы России размещены в наилучшие и надежные ценные бумаги, которые демонстрируют положительную доходность, – пояснил Кудрин. – Так, несмотря на падение акций американских ипотечных агентств Fanny Mae и Freddie Mac почти на 34%, их облигации даже выросли в цене. Наши резервы размещены в бумагах именно такого типа».

Мнения опрошенных «НГ» экспертов по поводу спора двух ключевых экономических ведомств разделились. «За последние месяцы произошел существенный отток иностранного капитала из России, а обратного притока инвестиций в таких масштабах не наблюдается. Поэтому говорить о перегреве российской экономики с этой точки зрения неправильно», – считает управляющий партнер УК «Независимые директора» Андрей Северилов. По его словам, малые и средние компании испытывают дефицит финансовых средств для развития, а условия банковских кредитов не позволяют им реализовывать новые проекты. «Снижение ставки НДС до 12–15% стимулировало бы выход из тени значительной части экономики, а обязательное сохранение НДС на уровне 18% кажется необоснованным», – считает эксперт.

В свою очередь главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что вопрос снижения НДС можно рассматривать только в контексте параллельного снижения государственных расходов на такой же объем. «При понижении НДС предполагается, что инфляционные показатели также пойдут на убыль, однако представители МЭРТа ничего не говорят о сокращении госрасходов, которые только за прошлый год увеличились почти на 40%», – говорит эксперт. Кроме того, Гавриленков отметил, что самая большая проблема заключается в том, что увеличение госрасходов привело одновременно к увеличению темпов роста на 8,1%, а также к повышению инфляции. В марте 2008 года этот показатель, по словам эксперта, может составить около 13,5% (в годовом исчислении). «Рост данного показателя автоматически отражается на росте процентных ставок на рынке. Если раньше компании, не получающие дотации от государства, занимали деньги максимум под 9%, то сейчас речь идет о двузначных цифрах», – подчеркнул эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1044
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1195
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1467
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1055

Другие новости