0
2702
Газета Экономика Интернет-версия

27.03.2009 00:00:00

Банки тонут в проблемных кредитах

Тэги: кризис, банки, кредит


кризис, банки, кредит Глава ЦБ Сергей Игнатьев может только с горечью наблюдать, как банкам становится все хуже и хуже.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Положение в банковской сфере намного хуже, чем то, что отражает официальная статистика. Такое признание сделал на закрытой встрече с банкирами министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. По его словам просрочены не 3–4% выданных банками кредитов, о чем свидетельствуют данные Центробанка, а около 10%, и ситуация продолжает ухудшаться. Эксперты считают, что к концу года этот показатель в лучшем случае составит 15%, а в худшем – около 20% от выданных в кредит сумм, что заставит правительство включить печатный станок, дабы избежать коллапса банковской системы.

Об объявленных Кудриным реальных объемах просроченных кредитов сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на одного из участников закрытой встречи вице-премьера с представителями банковских кругов. Столь сильное расхождение между суровой реальностью и статистикой ЦБ Кудрин объяснил тем, что «банки умеют скрывать реальную ситуацию, подправляя свою отчетность». При этом свой недавний прогноз о том, что страну в ближайшем будущем ждет «вторая волна кризиса» в финансовом секторе, Кудрин связал именно с резким ухудшением качества кредитных портфелей. «Вторая волна наступит тогда, когда мы начнем ощущать последствия уже произошедших изменений», – передал источник слова министра.

Между тем Центробанк в прогнозах пока более оптимистичен. Как заявил в среду глава департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, его ведомство ожидает, что уровень просроченной задолженности по банковскому сектору будет на уровне 10% лишь к концу года. Правда, Симановский оговорился, что это консервативный прогноз.

Отметим, что нынешняя статистика Центробанка пока не вызывает особой тревоги. По итогам февраля, по предварительным данным ЦБ, уровень просроченной задолженности по банковскому сектору страны составил 3,1% – по кредитам нефинансовому сектору и 4,1% – по кредитам физическим лицам. Опрошенные «НГ» эксперты разделяют опасения Кудрина насчет возможных в банковской среде серьезных пертурбаций. Они соглашаются с тем, что статистика ЦБ по просроченным кредитам не отражает реальности.

«Кудрин, безусловно, прав в том, что касается банковской отчетности. Не секрет, что банки зачастую скрывают данные по проблемным кредитам, просто отодвигая их публикацию по срокам, – отметил аналитик ИК «Арбат-Капитал» Михаил Завараев. – Но и с тем, что касается оценок главы Минфина, вряд ли можно согласиться. По-моему, сейчас просрочка может составлять 5–6%, а на уровень 10% она выйдет к концу третьего – началу четвертого квартала текущего года».

По словам эксперта, сейчас точный прогноз на конец года дать сложно, поскольку у разных источников совершенно разные оценки – от 10%, озвученных руководством Центробанка, до 20% у некоторых экспертов. «Я склоняюсь к тому, что реальный показатель будет находиться между 10 и 15%, поскольку просрочка выше этого уровня – это серьезное потрясение для всей финансовой системы. К тому же нынешняя ситуация в экономике пока не позволяет делать столь мрачных прогнозов», – считает Завараев.


Алексей Кудрин больше не верит официальной отчетности банкиров.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

«Мне трудно сказать, какими цифрами оперирует Кудрин, но явно не теми, которыми руководствуется глава ЦБ, – отметила заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова. – Сейчас можно лишь сказать, что всплеск основных невозвратов по кредитам придется на осень. К концу года, если взять самый пессимистический прогноз, их объем составит около 20%. Это очень серьезно, но все-таки не катастрофично, поскольку цифра эта будет распределяться неравномерно». Что будет делать правительство в таких условиях – вопрос скорее к чиновникам, считает Борзова.

Впрочем, как отмечает главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко, вариантов выхода из этой ситуации у правительства немного, и главный среди них – эмиссия. Других источников для поддержания банковской системы сегодня не существует. «Конечно, можно предложить и такой способ, как введение налоговых новаций, скажем, путем снижения единого социального налога (ЕСН), но на такой шаг Минфин вряд ли отважится, поэтому главным инструментом борьбы остается печатный станок, – полагает аналитик. – В принципе я согласен с оценками Кудрина, и просрочка именно такая, важно лишь, чтобы срок ее не ушел в бесконечность». По мнению Левченко, к концу года уровень ее может и стабилизироваться, учитывая, что основные должники из числа крупных компании уже известны и по ним ведется работа. Однако если ситуация в экономике будет ухудшаться – а признаки этого уже есть, – то к концу года просрочка может составить 15%.

В наиболее тяжелой ситуации, по мнению экспертов, могут оказаться не имеющие серьезных покровителей мелкие и средние банки. Крупные банки, если они из-за новой волны банковского кризиса столкнутся с недостатком ликвидности, правительство спасет. В целом в ходе второй волны финансового кризиса количество банков может сократиться на 15–25%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
1344
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
1581
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
1397
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
2283