0
1110
Газета Экономика Печатная версия

26.02.2010

Бюджетная революция Кудрина грозит ростом коррупции

Тэги: минфин, бюджет


минфин, бюджет Бюджет 2011 года российское правительство будет верстать по новым правилам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Глава Минфина Алексей Кудрин предлагает полностью изменить в стране бюджетное планирование. Со следующего года ведомства станут более самостоятельными в распоряжении казенными средствами: теперь они будут отчитываться не за свои расходы, а лишь за достижение неких общих показателей в рамках так называемых долгосрочных целевых программ (ДЦП). О деталях бюджетной реформы вчера рассказал глава департамента Минфина Алексей Лавров. Экономисты предупреждают, что в российских условиях бюджетная самостоятельность чиновников увеличит коррупцию и снизит эффективность госрасходов. Аналогичная реформа уже была проведена в Таиланде: там получившие самостоятельность чиновники первым делом закупили себе на бюджетные деньги шикарные автомобили.

В четверг глава департамента Минфина Алексей Лавров представил на суд экономистов «Программу повышения эффективности бюджетных расходов». Этот документ ведомство Алексея Кудрина разработало в соответствии с требованиями президентских Посланий Дмитрия Медведева и «Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года». Новая программа – один из самых революционных документов, который когда-либо появлялся в Минфине. Он требует полного пересмотра всех бюджетных процедур, в рамках которых Россия жила последние 20 лет. Начиная с 2011 года каждый рубль бюджета должен выделяться не на основании ведомственных заявок и смет, а только в соответствии с целями так называемых долгосрочных целевых программ. Составными частями этих ДЦП должны быть сформулированы конкретные количественные показатели, к которым стремятся российские власти и на достижение которых они и тратят бюджетные деньги. Некоторые из этих показателей – такие как душевые доходы, детская смертность или общая продолжительность жизни – уже утверждены к Концепции-2020.

По словам Алексея Лаврова, бюджетная реформа предполагает полный перевод всех госрасходов на программно-целевой принцип, а нынешний ведомственно-сметный принцип должен быть полностью искоренен. Кроме того, ориентир на долгосрочные абстрактные показатели фактически означает предоставление большей самостоятельности чиновникам и бюджетным учреждениям в расходовании бюджетных средств.

План новой бюджетной реформы произвел сильное впечатление на российских экономистов. Они удивлены радикальным настроем Минфина, однако считают, что в российских условиях бюджетная революция грозит ростом коррупции и падением эффективности госрасходов. «Программа бюджетной реформы очень амбициозна. Но одними только усилиями Минфина ее реализовать невозможно. Требуется большая открытость ведомств. Необходима также оценка эффективности государства и бюджетных учреждений со стороны потребителей услуг – только они могут оценить качество образования или здравоохранения», – считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Однако пока Россия отличается крайне низким уровнем открытости бюрократии и низким качеством госуправления.

«Российский Минфин способен сегодня лишь выполнять функции государственного казначейства образца начала прошлого века – то есть балансировать текущие расходы и доходы. Осуществлять целеполагание или оценивать эффективность Минфин пока не способен. Это подтвердилось, в частности, сопротивлением Минфина реформе социальной сферы и здравоохранения, когда ведомство настаивало на сохранении сметного принципа», – считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Удивление, по его словам, вызывают предложения Минфина увеличить самостоятельность чиновников именно в тот момент, когда коррупция в сфере госуправления достигла очередного максимума.

«Похожая бюджетная реформа уже была начата в Таиланде. Там все госорганы, получив бюджетную самостоятельность, первым делом закупили шикарные «Мерседесы», – напоминает Дмитриев. По его словам, программно-целевой метод бюджетного планирования грозит новым ростом коррупции, а также может еще больше снизить эффективность госрасходов.

«Я не знаю ни одной долгосрочной целевой программы, которая была бы выполнена. Предложения Минфина напоминают программно-целевое планирование, на которое возлагали большие надежды в последние годы существования СССР», – напоминает научный руководитель Государственного университета – Высшей школы экономики Евгений Ясин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
2312
Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Бюджет "круговой обороны" утвержден в Госдуме

Ольга Соловьева

Накопление резервов для чиновников оказалось важнее роста и развития страны

0
1346
Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

Профицит федерального бюджета за январь-октябрь 2018 года составил 3,6% ВВП

0
777
К предвыборным проблемам Иванишвили добавилась девальвация лари

К предвыборным проблемам Иванишвили добавилась девальвация лари

Юрий Рокс

Падение курса национальной валюты может добить правящую "Грузинскую мечту"

0
1478

Другие новости

Загрузка...
24smi.org