0
2380
Газета Экономика Интернет-версия

28.12.2010 00:00:00

Черное море замкнут в кольцо

Тэги: закон, черное море, стройка


закон, черное море, стройка Разрушенному Поти предстоит стать одним из пунктов новой грандиозной автотрассы.
Фото Reuters

Вчера президент Дмитрий Медведев подписал Закон «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Трасса протяженностью более 7 тыс. км должна объединить причерноморские страны и активизировать их экономические и туристические связи. Бюджет супер-стройки пока не определен. Но эксперты уверены, что проект будет реализован и страны-участницы смогут преодолеть возможные возражения Грузии.

Как сообщила вчера пресс-служба Кремля, законом ратифицируется Меморандум, который был подписан правительствами государств – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 19 апреля 2007 года в Белграде.

Правительства государств – членов ОЧЭС признают существование значительных трудностей в осуществлении международных автомобильных перевозок и необходимость скоординированных усилий по реконструкции и постройке дорог в регионе. В соответствии с Меморандумом планируется создание кольцевой высокопропускной автомагистрали протяженностью около 7140 км. Трасса пройдет через Стамбул, Самсун, Трабзон (Турция), Батуми, Поти (Грузия), Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог (Россия), Мариуполь, Мелитополь, Одесса (Украина), Кишинев (Молдавия), Бухарест (Румыния), Хасково (Болгария), Комотини, Александруполис (Греция), Эдирне, (Турция). По мнению участников, реализация проекта позволит создать современную дорожную инфраструктуру Черноморского региона и активизировать торгово-экономические и туристические связи. Это будет способствовать экономико-социальному развитию не только Черноморского региона, но и всего Европейского континента.

Несмотря на благие намерения, реалии таковы, что на пути черноморского кольца будет немало препятствий. Во-первых, финансировать строительство, эксплуатацию и реконструкцию автомагистрали планируется за счет госсредств и средств частного бизнеса. Могут также привлекаться средства Европейского инвестиционного банка, ЕБРР, Всемирного банка и других банков и фондов, а также средства из фондов Евросоюза. Однако конкретных обязательств, как и сметы стоимости проекта, пока не существует. В частности, Россия не приняла на себя обязательств по дополнительным расходам, покрываемым за счет бюджета. Более того, существует ряд политических препятствий, главный из которых – позиция Грузии.

Как пояснил в беседе с «НГ» член Клуба независимых экспертов Грузии Георгий Хухашвили, очень желательно, чтобы такой проект состоялся. «Но при этом нельзя забывать о том, что сегодня на пути его реализации существует ряд политических препятствий и нерешенных проблем, – отметил он. – В данной ситуации всем сторонам надо думать прежде всего о снятии этих препятствий. Я надеюсь, что Грузия и Россия будут сотрудничать, но пока политических предпосылок для такого сотрудничества нет».

Между тем, как отмечает часть экспертов, существует еще и исторический аспект – например, Карский договор от 13 октября 1921 года. Согласно которому внешними гарантами той же Аджарии, по территории которой – Батуми – также пройдет трасса, выступают Россия и Турция, а стало быть, вопрос о ее прокладке может быть решен на его основе.

Впрочем, Хухашвили настроен категорично. «Что касается Карского договора, то в XXI веке говорить о нем можно только с историко-политической точки зрения, – подчеркивает он. – Ссылки на него могут походить скорее на угрозу, чем на желание сотрудничать. У нас сегодня хорошие отношения с Турцией, и я надеюсь, что дело до рассмотрения пунктов Карского договора не дойдет – слишком многие страны окажутся замешанными┘»

Тем не менее в том, что касается непосредственно вопросов необходимости строительства, аналитики почти единодушно его поддерживают.

Как отмечает главный инженер инжиниринговой компании ИК «2К» Андрей Смирнов, в целом Грузия играет весьма важную роль в проекте кольцевой автодороги вокруг Черного моря. «Само кольцо, несомненно, будет ключевым в проекте, однако его значение многократно увеличивают радиальные ответвления, – поясняет он. – Одно из таких ответвлений как раз предусмотрено на грузинской территории. Речь идет о маршруте Ахалсиче (Грузия) – Гюмри – Ереван – Раздан (Армения) – Тбилиси (Грузия). Эта дорога позволит связать Армению с Азербайджаном и Турцией через Грузию. В данный момент это наилучший альтернативный вариант решения проблемы изолированности Армении. При этом заинтересованность в транспортной артерии проявляет не только Ереван, но и Стамбул, Баку, а также Москва, поддерживающая Армению». Учитывая общее количество заинтересованных стран, на Тбилиси будет оказываться мощное давление, поэтому России и Грузии для полноценного проекта автодороги все же придется искать компромисс, считает Смирнов.

В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян считает, что с экономической точки зрения Грузии сопротивляться нет никакого смысла. «Она сейчас активнейшим образом развивает свою прибрежную инфраструктуру, восстанавливает услуги, отели, – перечисляет аналитик. – Реально, если туда не хлынут россияне (а пока не очень понятно, как они туда могут хлынуть), на одних армянах и азербайджанцах вряд ли много заработаешь». При этом Грузия сейчас может конкурировать со всеми причерноморскими государствами по соотношению цена–качество услуг и может стать достойным конкурентом той же Турции, уверен Микаелян.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1099
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1501
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1133
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
939

Другие новости