0
9358
Газета Экономика Интернет-версия

04.10.2012 00:00:00

Автогражданское неповиновение

Тэги: транспорт, автомобиль, налоги


транспорт, автомобиль, налоги Федерация автовладельцев России призывает народ к протестам.
Фото РИА Новости

Федерация автовладельцев России (ФАР) призывает перевести многолетнюю борьбу за отмену транспортного налога в активную фазу. Миллионам владельцев машин предлагается отказаться от добровольной уплаты этого налога как несправедливого, экономически не обоснованного и морально устаревшего. В ФАР считают, что столь массовая акция гражданского неповиновения не останется без внимания и принудит власти изменить законодательство. В итоге платежи по транспортному налогу войдут в цену бензина, и платить станет больше тот, кто больше ездит.

Вчера руководитель ФАР Сергей Канаев обратился с призывом к автомобильному сообществу России отказаться от уплаты транспортного налога. То есть перестать его платить добровольно и делать это исключительно по решению суда. Логика такая – в стране насчитывается около 30 млн. автовладельцев. Если все поддержат инициативу ФАР, это будет своего рода акция гражданского неповиновения. А налоговые органы физически не справятся с подготовкой исков в суды против неплательщиков транспортного налога. Тем же, кого все-таки вызовут в суд, ФАР обещает поддержку – правовую и моральную. Соответствующие рекомендации размещены на сайте организации FAR-MSK.ru.

«У нас задача довести хотя бы одно такое дело до Верховного суда и доказать, что этот налог несправедлив и подлежит отмене. Все риски мы берем на себя», – заявил Канаев. Он напомнил, что с 2009 года ФАР последовательно выступает за отмену социально несправедливого и морально устаревшего транспортного налога. Платежи по нему должны быть перенесены в стоимость бензина и других нефтепродуктов. Таким образом, будет более справедливо распределяться налоговая нагрузка на автовладельцев. Тот, кто больше ездит, тот больше платит.

По словам, Канаева в ФАР подсчитали, что такой перенос транспортного налога в топливные акцизы с сохранением отчислений государству – около 88 млрд. руб. в год – привел бы к увеличению стоимости топлива в среднем на 53 коп. за литр. В реальности же к 2013 году акцизы вырастут на 3 руб. за литр бензина. При этом сохраняется и транспортный налог. Федеральные власти приняли закон, позволяющий регионам по их усмотрению вдвое снизить ставки транспортного налога. Однако субъекты Федерации не сочли это возможным. В ФАР называют сложившуюся ситуацию «четырехкратным обманом автовладельцев».

Канаев констатировал: ФАР исчерпала все прочие средства и методы борьбы с транспортным налогом. Осталось последнее – акция гражданского неповиновения в форме массовой неуплаты этого в принципе незаконного побора. Сейчас два дела доведены до суда – в Нижегородской области и Пермском крае. Это мизер, учитывая, что собираемость этого налога, по оценке ФАР, не превышает 60%. Получается, что до 40% автовладельцев де-факто многие годы не платят транспортный налог без всяких для себя последствий. В пример Канаев привел себя – он платил налог лишь однажды – лет пять назад при покупке нового автомобиля. Вывод: от отмены транспортного налога государство только выиграет – собираемость автоматически вырастет до 100%.

Эксперт ФАР Андрей Веселков уверяет, что серьезных материальных издержек неплательщикам транспортного налога не будет. В случае вынесения судебного решения не в их пользу сумма, подлежащая уплате, увеличится ненамного – за счет взыскания пени, плюс уплата госпошлины – 400 руб. Не возникнет проблем и при продаже машины. Пограничный шлагбаум тоже перед неплательщиком не опустится, так как запрет на выезд за границу возможен лишь по решению суда. Но главный аргумент – транспортный налог в его нынешнем виде никак не привязан к ремонту и содержанию дорог. Это имущественный налог, который непонятно почему рассчитывается не по стоимости автомобиля, а по мощности двигателя. Средства поступают в общий котел и там непонятно как распределяются, подчеркнул Веселков.

Однозначного мнения у опрошенных «НГ» экспертов по поводу инициативы ФАР нет. «С одной стороны, вроде бы логично и удобно, когда больше платит тот, кто больше ездит. А это проще всего сделать, «растворив» транспортный налог в бензине. С другой стороны, опосредованно расплачиваться за это будут и те, кто не имеет автомобиля, поскольку цены на услуги и товары формирует в том числе стоимость бензина. В любом случае здесь нет решения, которое бы устроило всех, необходим компромиссный вариант», – считает гендиректор City Express Алексей Кичатов.


Российские автомобилисты имеют богатый опыт борьбы за свои права.
Фото РИА Новости

Больше скепсиса у замгендиректора ООО «Континент Лоджистикс» Виталия Степанова. Он выразил сомнение, что подобная акция увенчается успехом. «Сторонников ФАР меньше 1% от общего числа автовладельцев. Региональная власть даже не заметит такого отклонения. Возможен и другой поворот – автовладельцы напомнят государству о проблеме контроля над уплатой налога. И государству несложно будет пойти на принцип и тем самым прекратить акцию плюс напомнить о старых долгах», – заметил Степанов.

В то же время гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников уверен, что игра стоит свеч. По его словам, все развитые страны двигаются по пути упрощения системы налогообложения и стремятся к тому, чтобы налогооблагаемая база и, собственно, ставки рассчитывались с помощью понятных плательщикам механизмов. «Применение транспортного налога вместе с акцизами фактически дублирует само содержание и соответственно целевое назначение данных сборов. Подобная ситуация в любом случае является дополнительным бременем для транспортных компаний», – отметил Шляпников.

«Ценообразование стоимости топлива в РФ – тайна за семью печатями, не поддающаяся никакой логике. Я уверен, что на продажах бензина внутри РФ нефтяные компании государства зарабатывают существенно больше, чем от экспорта топлива. Это давно стало основной статьей дохода. Ожидать справедливых акцизов и справедливой цены не приходится, так как эти интересы выше интересов автолюбителей. Поэтому судебная перспектива призрачная», – это мнение председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе.

Негативные последствия увеличения стоимости бензина в случае отмены отразятся не только на автомобилистах. Вместе с ростом цен на бензин увеличится и стоимость перевозок, что приведет к удорожанию товаров и услуг, росту инфляции, разорению небольших транспортных компаний, хищению топлива, предупреждает директор по развитию и маркетингу компании «Автолокатор» Глеб Славутский. Он признает, что идея включения транспортного налога в стоимость бензина имеет рациональное зерно: сколько ездишь – столько платишь. Однако под удар попадают социально незащищенные группы населения: ветераны и инвалиды, которые сейчас платят транспортный налог по льготным ставкам. Пострадают и водители бюджетных автомобилей, которые сейчас платят достаточно небольшую сумму налога по сравнению с владельцами дорогих и мощных автомобилей. «При включении транспортного налога в стоимость бензина расходы их заметно возрастут, а расходы владельцев мощных машин – снизятся», – отметил Славутский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
1507
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
900
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
2219
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
339

Другие новости