0
14292
Газета Экономика Интернет-версия

02.10.2015 00:01:00

Баррель реагирует на бомбежки

Тэги: нефть, цены, сирия, россия, авиаудары, терроризм, нелегальная торговля, исламское государство, хомс, нефтяная инфраструктура


нефть, цены, сирия, россия, авиаудары, терроризм, нелегальная торговля, исламское государство, хомс, нефтяная инфраструктура Занятые боевиками нефтяные объекты уничтожаются в ходе авиаударов. Кадр из видео Youtube

Рост нефтяных цен, произошедший в середине этой недели, аналитики объяснили вчера не только спадом добычи в США, но и военными действиями России в Сирии. Президент Владимир Путин с трибуны ООН прямо заявил, что настоящая борьба с терроризмом требует разрушения каналов его финансирования от нелегальной торговли нефтью. Пока российская авиация не разрушила захваченную террористами нефтяную инфраструктуру. Поэтому боевики продолжают поставлять на мировой рынок нефть по демпинговым ценам. Но этот бизнес может скоро закончиться. Правда, прекращение нелегальных нефтяных поставок вряд ли поднимет нефтяные цены до прошлогодних уровней.

На вчерашних торгах в первой половине дня нефть марки Brent дорожала примерно на 3%. Котировки росли третий день подряд. 

Наблюдатели приводят разные объяснения происходящего. Одни увязывают нефтяную динамику с последними данными по добыче в США и по мировому потреблению нефти. Например, как передает «Прайм», за неделю нефтедобыча в США снизилась на 0,43%, или 40 тыс. барр. в сутки; мировое потребление нефти в первом полугодии 2015-го выросло на 3,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 71,4 млн барр. в сутки.

Другие наблюдатели указывают на еще один фактор – военные действия в Сирии, в которых принимает участие теперь и Россия. Об этом, в частности, вчера сообщило агентство Reuters. Его аналитики уверены, что трейдеры реагирует на политические риски, связанные с противоречивыми интересами в Сирии РФ и США.

В течение последнего года не раз поднимался вопрос о демпинговых поставках нефти по экспортным каналам, которые контролируются боевиками запрещенной в РФ группировки «Исламское государство» (ИГ). 

Как сообщала ранее Telegraph, группировка получает около 1 млн долл. в день от продажи нефти с захваченных месторождений – по цене 25 долл. за баррель. По данным издания, эту нефть покупают Иран и Турция. Также в прессе высказывались версии со ссылкой на некоторых европейских дипломатов, что контрабандную нефть покупают через посредников европейские страны, хотя официально Евросоюз осуждает группировку ИГ.

Глава МИД РФ Сергей Лавров в начале сентября в эфире российского телевидения заявлял, что США, зная конкретные места позиций ИГ, не отдают приказа о нанесении ударов. 

Посол Сирии в РФ Риад Хаддад заявил во вторник Интерфаксу: «Мы видим, что коалиция неэффективна в уничтожении террористов. Если провести небольшое сравнение, то год назад, в начале деятельности коалиции, ИГИЛ контролировал небольшую часть Сирии и Ирака. Сейчас, когда прошел год после работы коалиции, ИГ захватил новые территории».

Правда, как отчитывался Пентагон, за год в результате действий борющейся с ИГ международной коалиции было уничтожено или повреждено свыше 10,6 тыс. объектов, включая 196 объектов нефтяной инфраструктуры, передает ТАСС. В частности, авиаудары по нефтяной инфраструктуре наносили военно-воздушные силы Объединенных Арабских Эмиратов, о чем в начале марта этого года сообщило РИА Новости со ссылкой на государственное агентство эмиратов WAM.

Теперь в авианалетах участвует и Россия. Первые удары были нанесены по объектам в районах Хама и Хомса, сообщает Минобороны РФ. Стоит отметить, что Хомс – транспортный узел Сирии, там находятся нефтеперерабатывающий завод, несколько нефтехранилищ, через его территорию проходят трубопроводы, соединяющие нефтяные месторождения с портами.

Нефть из подконтрольных террористам регионов продается в другие страны по демпинговым ценам. 	Фото Reuters
Нефть из подконтрольных террористам регионов продается в другие страны по демпинговым ценам. Фото Reuters

Так что заинтересованность российской стороны в уничтожении в том числе нефтяной инфраструктуры очевидна. На это уже указывал президент Владимир Путин на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке: «Лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием…»

Российское руководство фактически поставило знак равенства между борьбой с терроризмом и необходимостью уничтожить подконтрольную ИГ нефтяную инфраструктуру. И можно предположить, что власти рассчитывают не только лишить террористов финансового источника, но и в качестве бонуса обеспечить более благоприятную для РФ конъюнктуру на мировом нефтяном рынке.

Впрочем, опрошенные «НГ» эксперты не ожидают, что уничтожение подконтрольных ИГ топливных объектов подтолкнет нефтяные цены к стремительному росту.

«Если ИГ лишится возможности экспортировать нефть, то существенного эффекта для мирового рынка не будет. Контрабандным путем эта террористическая группировка сбывает пусть и по смехотворным ценам (менее 30 долл. за бочку) весьма скромные объемы сырья: около 300–350 тыс. барр. в сутки, – говорит востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. – Эти поставки идут преимущественно в Турцию и Иорданию, а уже с территории этих государств при посредничестве местных трейдеров утекают в Израиль, другие азиатские государства, а также Европу».

«Фактор ИГ в части влияния на нефтяное ценообразование на глобальном нефтяном рынке сильно преувеличен рядом экспертов, которые, судя по всему, не учитывают, что на захваченных боевиками территориях Ирака и Сирии не такие большие залежи черного золота. Кладовой иракской нефти являются окрестности расположенного в южной части страны портового города Басра, а террористы взяли под контроль лишь некоторые северные месторождения Ирака, расположенные в местах проживания курдского населения», – добавляет Касаев.

«Если ИГ не сможет больше экспортировать нефть – это, конечно, положительно скажется на ценах. Но все же объем поставляемой этой группировкой нефти не так велик, чтобы как-то заметно изменить предложение на мировом рынке. Рынок скорее реагирует на эскалацию напряженности в регионе», – говорит главный аналитик компании «Солид» Азрет Гулиев. Он добавляет, что из всех макроэкономических факторов, влияющих на рынок нефти, поставки ИГ – наиболее слабый.

«Доля ИГ в мировой добыче пока незначительна, так что резких колебаний рынка нефти не ожидаем. Другой вопрос, что расширение сфер влияния группировки может привести к дестабилизации в ближайших нефтеносных регионах (в первую очередь в Саудовской Аравии), а это уже может отразиться на нефтяном рынке, – продолжает аналитик холдинга «Финам» Антон Сороко. – Думаю, именно этого сценария опасаются инвесторы, что и приводит к росту нефтяных котировок». И, по его словам, «в таком варианте развития событий рост может быть скачкообразным – вплоть до 70–80 долл. за баррель марки Brent».

Уточним, во второй половине дня нефть Brent вчера начала дешеветь.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
502
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
815
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
577
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
331

Другие новости