0
6924
Газета Экономика Интернет-версия

27.04.2016 00:01:00

Правительство отчиталось о стабилизации в экономике

Тэги: экономика, кризис, правительство, медведев, социальная сфера, безработица, вэб, мэр, улюкаев


экономика, кризис, правительство, медведев, социальная сфера, безработица, вэб, мэр, улюкаев Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагает премьеру Дмитрию Медведеву определиться с экономической политикой. Фото Станислава Красильникова/ ТАСС

Ситуацию в экономике России удалось стабилизировать, заявил вчера премьер Дмитрий Медведев на коллегии Минэкономразвития (МЭР). Российская экономика достигла краткосрочной устойчивости, заверяли ранее в Минфине. Со второй половины 2016 года экономика страны перейдет в стадию невысокого роста, а уже в 2017 году – «в траекторию инвестиционного роста», пообещали в МЭР. Между тем статистика говорит об ускорении падения ВВП. Однако чиновники ограничиваются репликами о «необходимости проанализировать ситуацию» и «определиться с экономической политикой». Пассивность министров наблюдатели объясняют тем, что нынешнему кабинету осталось работать всего несколько месяцев, а значит, и нет смысла реально что-либо предпринимать.

«Каким бы сложным ни был прошедший год, нам удалось стабилизировать ситуацию в экономике, поддерживать социальную сферу, поддерживать ситуацию на рынке труда, не допустить обострения кризисных явлений, исключить последствия внешних шоков для реального сектора и для банковской системы», – объявил вчера Дмитрий Медведев, добавив, что правительство принимало решения, которые помогли сдвинуть ситуацию в положительную сторону.

Говоря о позитивных моментах премьер напомнил относительно невысокую официальную безработицу. Еще один позитив – снижение инфляции, изменение в структуре доходов бюджета, увеличение доли несырьевых товаров в экспорте. Однако, подчеркнул премьер, «нужно сделать еще очень многое, чтобы закрепить эти положительные сдвиги, запустить механизмы долгосрочного экономического развития», чтобы из «состояния stand-by перейти в режим уверенного роста». «Хотя у нас есть неплохие результаты по отдельным отраслям, в целом по экономике темпы роста остаются отрицательными, за первые три месяца, по предварительной оценке Минэкономразвития, ВВП сократился на 1,4%. Это не очень здорово», – подчеркнул Медведев.

Впрочем, оценки правительства по падению ВВП по итогам первого квартала не подтвердили вчера экономисты из Внешэкономбанка (ВЭБ). По данным ВЭБа, в марте спад в экономике даже ускорился: ВВП снизился на 0,4% с исключением сезонности после роста на 0,3% в феврале и сократился на 1,9% к соответствующему периоду прошлого года, говорится в ежемесячной оценке Внешэкономбанка. Отрицательный вклад в ВВП внесли обрабатывающие производства, розничная торговля, строительство. В целом же за первый квартал падение составило 1,6% против 3,8% в четвертом квартале 2015 года. «Март показал, что пока о переломе экономической динамики в сторону роста говорить преждевременно. И потребительский, и инвестиционный спрос, с учетом сезонного фактора, сократились», – считает главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.

Впрочем, многие российские и иностранные экономисты не ждут от РФ существенного роста и в текущем году. Так, в Международном валютном фонде считают, что по итогам 2016 года российская экономика упадет на 1,8% (см. «НГ» от 12.04.16). Эксперты Всемирного банка прогнозируют спад на 2,5% (см. «НГ» от 07.04.16). А ряд российских экспертов не исключали, что экономика РФ может перейти к росту не раньше 2018 года (см. «НГ» от 29.01.16).

С подобными оценками, естественно, не согласны в МЭР. Несмотря на спад в 3,7%, экономика РФ показала свою «адаптивность и устойчивость», говорит глава МЭР Алексей Улюкаев. А тот спад, который был, «оказался существенно меньше, чем ожидали крупнейшие аналитики – отечественные и мировые». «Кстати говоря, эти коллеги и в этом году продолжают упорствовать в своем заблуждении и рисуют цифры спада в этом году в 1,5–2%. Я хочу им сказать – не дождетесь», – заверил министр. Согласно же прогнозу МЭР, спад ВВП РФ в 2016 году составит 0,2%. А уже в 2017 году экономика страны перейдет в «траекторию инвестиционного роста».

Впрочем, министры признают неспособность более-менее точного прогнозирования. «В нынешней ситуации прогнозирование, подготовка сценарных условий – дело крайне неблагодарное», – согласился Дмитрий Медведев. «Тем не менее нам все равно нужно этим заниматься», – продолжил он. «В нынешней ситуации надо просчитывать все варианты… Надо смотреть за развитием ситуации, оперативно откликаться на то, что происходит, определять, какими реальными ресурсами мы можем располагать при том или ином развитии событий», – сказал глава кабмина.

При этом кроме слов «необходимо просчитать варианты», «следить за развитием событий» дальнейших сколько-нибудь реальных предложений ни от главы правительства, ни от главы МЭР вчера в очередной раз не последовало. Например, Дмитрий Медведев отметил необходимость ограничения квазифискальных платежей и сборов. «Дело это нелегкое, потому что мы мастера изобретать всякого рода новые сборы, которые всегда объясняются благими целями», – тут же как бы сам себе ответил чиновник.

Алексей Улюкаев пошел дальше: он указал вчера на необходимость определиться с экономической политикой. «Важно определиться с направлениями, с идеологией развития… Нам нужны не простые решения, нужна сложная и умная экономическая политика», – рассказал он.

Подобные призывы «определиться с идеологией» на третьем году инвестиционного спада и на четвертом году полномочий кабинета наводят на грустные мысли. Похоже, что кроме деклараций ничего ждать от нынешнего состава правительства не стоит. Ведь даже утверждение бюджета текущего года отложено до формирования новой Госдумы. Не исключено, что министры понимают, что и они дорабатывают свои последние месяцы. А если так, то какой смысл начинать серьезные дела?

Есть мнение, что важные экономические и финансовые решения откладываются до того момента, пока в России не появится новый кабинет, соглашается старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Однако многие эксперты не прогнозируют серьезных изменений и после его смены. «Обновленный состав правительства все равно будет подстраивать систему согласования решений под себя и свои приоритеты», – полагает Бодрова. «К слову, те же выборы в Госдуму в сентябре – это только начало электорального цикла выбора президента в 2018 году. А в отсутствие резкого снижения цены нефти и сохранения санкций правительство скорее всего продолжит работу по более эффективному целевому использованию денежных средств, согласно уже принятым в бюджете обязательствам и программам», – полагает замгендиректора компании «ФинЭкспертиза-Капитал» Эмилия Сибирева.

При существующей системе управления государством структурные реформы невозможны, считает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. У правительства только один путь – сокращение бюджетных затрат.

Не корректно рассуждать о «последних месяцах работы правительства», если глава МЭР говорит о необходимости проводить активную инвестиционную политику, не соглашается проректор Академии народного хозяйства и госслужбы Андрей Марголин. «Нерешительность МЭР объясняется отсутствием возможностей для маневра. Власти больше обеспокоены закрытием дыр в бюджете, чем стимуляцией экономики», – говорит управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
902
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
991
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1265
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
889

Другие новости