Английский - самый сложный
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Филипп Сеймур и его коллеги из Университета Данди (Англия) решили сравнить навыки чтения у детей в 15 европейских странах. Они обнаружили, что у тех, кто изучал языки романской группы, например итальянский и французский, дело продвигалось быстрее, чем у изучающих языки германской группы - такие как немецкий и английский. При этом английский воспринимается детьми как особенно сложный и вызывает много проблем. Эти наблюдения помогают понять, почему именно в англоговорящих странах больше, чем где-либо, дислексиков - детей, испытывающих трудности с чтением и письмом. По мнению ученых, одна из трудностей языков германской группы - сочетания согласных. Например, слово "sprint" (спринт) считается сложным, поскольку в нем идут три согласных подряд. Еще одна особенность, отличающая английский, - несоответствие букв и звуков. К примеру, в финском, который в исследованиях Сеймура оказался самым простым для чтения европейским языком, соответствие между буквой и звуком жестко закреплено. В английском звучание буквы часто зависит от контекста. Одна и та же буква может давать разные звуки, в некоторых словах произношение вообще не подчиняется никакой логике. Марк Пейджел, специалист по языку из Университета Ридинга, признает, что, несмотря на распространенность в мире, английский сложнее всего учить. Его превосходство над остальными языками связано скорее с исторической случайностью, чем с преимуществами самого языка.
New Scientist
Москва пошла в школу
КАК СООБЩИЛ пресс-центр Московского комитета образования, в настоящее время в столице функционируют 3487 учреждений, из них: 1446 общеобразовательных школ (в том числе 37 гимназий, 16 общеобразовательных лицеев, 63 школы-интерната), 217 учреждений профессионального образования и 1801 дошкольное образовательное учреждение. К началу нового учебного года открыты 3 гимназии. В дополнение к 225 общеобразовательным учреждениям, имеющим гимназические классы, такие же классы появились еще в 34 школах. 73 учебных заведения будут проводить обучение по программам этнокультурного образования. В 10-м классе продолжат обучение 67,5% школьников от числа выпускников 9-х классов. В 26 профессиональных училищах 13 профессиям обучаются 910 подростков с отклонением в развитии. 254 негосударственных образовательных учреждения различных типов и видов будут решать проблемы личностно ориентированного образования с учетом разных категорий детей и запросов населения.
С 1 сентября открылись 135 городских экспериментальных площадок на базе 480 образовательных учреждений. 84 школы участвуют в федеральном эксперименте по разработке нового содержания и структуры образования. К началу учебного года построены 10 новых школ на 7980 мест, 3 из них - по индивидуальным проектам. Вообще, за последние 8 лет в Москве построено 134 школьных здания.
Равнение на Поднебесную?
В ПОСЛЕДНЕЕ время мы все чаще слышим в речах наших высокопоставленных чиновников ссылки на "китайский опыт". Особенно привлекательными, а то и приемлемыми для нашей системы образования считают идеи платного высшего образования, децентрализации образования, дифференцированной оплаты учителей, единого экзамена и прочие "положительные" примеры. Считается, что в Китае много делается и уже сделано для получения равнодоступности высшего образования для всех слоев населения. Что ж, обратимся к цифрам и фактам. Набор в вузы проходит на основе унифицированных тестов для всей страны. При этом не учитываются различия между городом и деревней, развитым прибрежными и отсталыми северо-западными регионами Китая, между представителями национальности Хань (94% населения страны) и нацменьшинствами. При введении единого экзамена предполагалось, что все школьники будут иметь равные права, на деле же оказалось, что все преимущества оказались на стороне городских школьников. Район Лин"и в провинции Шаньдун включает 11 уездов с населением 10 млн. человек и не имеет ни одного университета. Если выпускник этого уезда захочет поступать в Пекинский (главный вуз Китая) или Цзинаньский (провинциальный) университет, то результаты его теста должны быть на 10 пунктов выше, чем у выпускника города Цзинань, и на 100 пунктов выше, чем у пекинца. В Цинхайский университет (Цинхай - центр провинции) принимают ежегодно от 2000 до 3000 человек, из них: квота для провинции Шаньдун (население 88 млн. человек) - 88 абитуриентов, для Пекина (10 млн. человек) - 400 абитуриентов. Таким образом, рожденный в столице просто автоматически имеет больше шансов получить высшее образование, чем его провинциальный собрат. В 1997 году в университет провинции Цинхай из 2276 мест было предоставлено Пекину - 439, а многонаселенным провинциям Хэнань и Шаньдунь лишь 78 и 98. Тот же самый принцип (место рождения красит человека) соблюдается и при приеме в провинциальные университеты. Например, выпускнику средней школы Тяньцзиня для поступления в местный престижный вуз надо набрать 560 баллов, его конкуренту, выпускнику из провинции Хэйлунцзян - 616 (при высшем балле - 750). Таким образом, ввод в действие демократической системы приема в вузы на деле обернулся для Китая потерей интеллектуальных ресурсов. Ведь неизвестно, сколько талантливых ребят из провинции прошли мимо стен вуза.
Н.С.