0
923
Газета Образование Печатная версия

26.09.2003

Как мы изучали идиш

Тэги: образование, евреи, выставка, история


образование, евреи, выставка, история Особенно интересно посетителям выставки, как развивалось еврейское образование в России после 1917 года...
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Накануне еврейского Нового года состоялась презентация выставки "Из истории еврейского образования в России ХIХ-ХХ веков". Мероприятие приурочено к годовщине Русского общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме.

Президент "Русского общества друзей" Марк Шабад собрал в сентябрьский вечер тех, кто так или иначе имел причастность к возрождению еврейского образования в России. Поэтому мероприятие получилось почти неофициальным, выступающие даже назвали его "вечером воспоминаний". Вспоминали все - и хозяева и гости: Полномочный Посол Государства Израиль Ари Геттер, посол Государства Израиль в России Аркади Мил-Ман, вице-президент Еврейского университета в Иерусалиме Моше Арад, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева (на территории этой библиотеки, кстати, и разместилась выставка) и другие.

Известный психолог, профессор Александр Осмолов рассказал, как в 1993 году он, будучи на посту заместителя министра просвещения России, подписал с ректором Иерусалимского университета первый договор о сотрудничестве в области образования между Израилем и Россией. Подписал, а Министерство иностранных дел России сделало внушение: оказалось, что для подписания межправительственных документов требовались особые консультации с МИДом. "Время было такое, - говорит Осмолов, - время романтики. Молодое правительство, столько желания что-то сделать". Аркади Мил-Ман тоже отошел от протокола и вспомнил даже пикантные подробности из своей биографии. За очень большие деньги в советские времена дедушка добыл ему самый настоящий учебник из Израиля. Вот такая она, живая история еврейского образования в России.

Теперь, собственно, о самой выставке. Она небольшая. На красном бархате под стеклом - учебники, анкеты, автобиографии, протоколы, судебные записки.

В начале ХIХ века царское правительство решило преобразовать систему просвещения на европейский манер. Преобразования коснулись и нацменьшинств империи. Евреям открылись двери всех общеобразовательных заведений России. Но затея не удалась. Отдавать своих детей в общие школы евреи не спешили. Отчасти из-за невозможности следовать своим религиозным убеждениями в рамках общей школы. Желающих получить традиционное еврейское образование в религиозных учебных заведениях (хедерах) не уменьшалось. Тогда было принято решено создать систему государственного еврейского образования. Ее и попытался построить министр образования граф Уваров. Кое-что ему удалось.

Из "Протокола суда над хедером в Витебске, - читаю в документах, - санитарное состояние хедеров крайне плохое┘ По своей организации хедера делятся на частные, где родитель платит за обучение, и общественные, организованные "Ваадом" (советом общины), который содержит меламедов (наставник. - Н. С.) и принимает часть детей на бесплатное обучение. Большинство меламедов в возрасте от 50 до 70 лет. Есть среди них старики, которые уже говорят с трудом". Декрет от 21 марта 1917 года поставил под угрозу существование еврейской школы, поскольку детей из нерелигиозных семей стали отдавать в общие учебные заведения, а традиционные семьи по-прежнему вели своих детей в частные хедеры.

"Заявление. Прошу меня откомандировать в Коммунистический университет, так как изъявил желание учиться и быть в будущем квалифицированным партейным работником", - просит свое начальство плотник-еврей┘ Расцвет школы на идиш пришелся на 1921-1926 годы. Были открыты высшие еврейские учебные заведения. В это же время последовал разгром хедеров, и многие из них перешли работать на нелегальное положение.

Еврейское национальное образование в СССР просуществовало примерно до 40-х годов ХХ века. Специальных законов, запрещающих открытие национальных еврейских школ не было, но со временем отпала необходимость в них. В последние годы программы еврейских школ отличалась от общеобразовательных фактически только тем, что занятия велись на идиш. Но с каждым годом возникало все больше проблем с набором квалифицированных учителей, говорящих на идиш...

Новый взлет академическая иудаика в России пережила в 1991 году. Открылись новые университеты и специальности в престижных вузах страны, где стали изучать идиш и еврейскую культуру.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вечное мерцание неистощимого ницшеанства

Вечное мерцание неистощимого ницшеанства

Андрей Зубов

Человечность определяется отношением личности к абсолютным ценностям

5
380
Исторический пример того,  как можно спорить о судьбе России, не оскорбляя друг друга

Исторический пример того, как можно спорить о судьбе России, не оскорбляя друг друга

Руслан Гринберг

Без Запада Востока не бывает

1
387
Пушкинский музей и Эрмитаж обменяются произведениями для проведения выставок

Пушкинский музей и Эрмитаж обменяются произведениями для проведения выставок

Дарья Курдюкова

0
503
Почему наши дети смогут построить лучших в мире роботов

Почему наши дети смогут построить лучших в мире роботов

Елена Ремчукова

0
2487

Другие новости

Загрузка...
24smi.org