0
5663
Газета Образование Интернет-версия

10.08.2011 00:00:00

Школа, плохо говорящая по-русски

Тэги: школа, образование, мигранты


школа, образование, мигранты Младшеклассники из мигрантских семей быстрее адаптируются к новой жизни, чем их родители и старшие братья и сестры.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Самая большая проблема московских родителей – найти подходящую школу для своего ребенка. Школьными психологами с некоторых пор подмечено: если количество школьников – детей мигрантов переваливает в классе за 15%, родители хорошо успевающих детей сразу же начинают подыскивать другую школу. Дети мигрантов, как правило, принадлежат к семьям с низким уровнем доходов. И самостоятельно поднять подготовку своих детей не в состоянии.

По данным Департамента образования города Москвы, сегодня в столичных школах учатся свыше 70 тыс. детей мигрантов. Большинство из них приехали вместе с родителями из стран Центральной Азии, Китая и Вьетнама. Анклавное расселение мигрантов в Южном, Юго-Восточном и Восточном округах г. Москвы привело к тому, что около 30% учащихся первых классов в некоторых школах этих округов плохо говорят по-русски.

«Сама по себе установка правительства Москвы на прием в школы всех без исключения детей вне зависимости от гражданства является абсолютно правильной, – считает президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов, – проблема состоит в том, что школа к этой ситуации не готова». Например, такой институт, как школа, по мнению Сергея Попова, изначально создавался в расчете на однородный состав учащихся и способен нормально функционировать только при условии одинакового культурного, образовательного и языкового уровня поступающих детей. Когда детский коллектив однороден по своему составу, возможно создание напряжения за счет разделения класса на отстающих и успевающих, заставляющего детей стремиться к получению хороших оценок в школьном аттестате как условия успешной социализации. В условиях же попадания в один класс людей с разным уровнем подготовки, в том числе и языковой, класс под педагогическим давлением разделяется не на успевающих и отстающих, а на приезжих и местных. А создаваемое напряжение работает уже не на рост успеваемости, а на усиление социальной границы между двумя группами детей.

Следующий момент, который тормозит правильное развитие темы в школьном коллективе, – это отношение к миграции вообще. «В обществе нет единства, какую Россию мы хотим видеть в будущем, – считает Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований. – То ли это будет Россия полиэтничная, многоконфессиональная, нуждающаяся в притоке эмигрантов в связи с серьезнейшими демографическими и экономическими проблемами. То ли мы будем ориентироваться на сохранение русско-православного ядра, на отказ от эмиграции, что предполагает совершенно иное выстраивание межэтнических и межконфессиональных отношений внутри России».

Этот разброд в умах и настроениях людей сказывается и на школе. В том смысле, что продуманного подхода к школьной работе с многонациональным составом нет. И школа опирается на установки прошлых лет. Как считает Владимир Мукомель, в 2000-х годах на смену достаточно толерантной молодежи конца 1980–1990-х годов пришли «другие когорты, социализировавшиеся в другом, более ксенофобском социальном контексте. Они солидарны с самыми жесткими мерами по отношению к мигрантам и меньшинствам».

Поэтому, например, программы толерантности, ориентированные скорее на более лояльное детское сообщество, не приводят к желаемому результату. В Санкт-Петербурге городская программа «Толерантность» реализуется с 2007 года. Начиная с 2008 года в петербургских школах проходят уроки толерантности. В городах, в первую очередь мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге, на билбордах размещается социальная реклама, направленная на профилактику ксенофобии. Но, по данным последнего исследования Левада-Центра (январь 2011 года), уровень ксенофобии в молодом обществе растет по целому ряду показателей, несмотря на все предпринимаемые усилия. Это надо учитывать учителям.

Как и то, например, что дети мигрантов обладают большим оптимизмом, чем их московские сверстники. К такому выводу пришел социолог Александр Макаров, занимающийся исследованием темы адаптации детей-мигрантов в столичных школах. Социолог отмечает также, что только к старшим классам актуализируется этническая идентичность подростков. Значит, школьным учителям нужно еще и дифференцированно подходить к работе со школьниками из числа приезжих из дальнего и ближнего зарубежья. По-разному работать со старшеклассниками и младшеклассниками.

И, наконец, эксперты, занимающиеся темой, считают, что для выработки навыков межкультурного диалога и снижения влияния межкультурных различий на успешность социального взаимодействия прежде всего нужно проведение социально-психологических тренингов с главами диаспор и старейшинами, со всеми лицами, занимающими руководящие посты, учителями школ.

И только затем уже грамотная работа с самими детьми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
673
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1140
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
835
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
438

Другие новости