0
1694
Газета Образование Печатная версия

07.02.2012

Не только очевидное, но и доказанное про ЕГЭ

Тэги: образование, школа, егэ


образование, школа, егэ Квалификация учителя – главное в обучении детей математике.
Фото PhotoXPress.ru

На прошлой неделе все вдруг вспомнили о ЕГЭ. Кандидаты в президенты пообещали «разобраться» с ним в случае своей победы на предстоящих выборах. Рособрнадзор, игнорируя нападки на свое детище, выставил на своем сайте новые правила сдачи единого экзамена, призванные обуздать коррупцию при прохождении школьниками итоговой аттестации. А ученые рассказали о новых исследованиях в области темы┘

Итак┘ «Система ЕГЭ уничтожает естественную страсть к познанию», – заявил депутат Госдумы РФ Олег Смолин, внося на рассмотрение думцев проект федерального закона «О народном образовании». Как заметил депутат, исследуя самые популярные запросы в категории «наука» в поисковой системе Google, «во всем мире хотят знать, а у нас хотят сдать». Там (на Западе) в первых строках запросов, например, «математика», а у нас – «как сдать ЕГЭ».

И на прошлой же неделе в Высшей школе экономики (НИУ ГУ) прошел семинар, где ученые попытались ответить на вопрос: «Как хорошо сдать ЕГЭ по математике?» Они решили оценить вклад «профессиональных характеристик и практик учителей в результаты ЕГЭ». Автор исследования, старший научный сотрудник Института развития образования ВШЭ Андрей Захаров ответил на вопрос, в какой степени влияет профессиональный опыт учителя на учебные достижения 11-классников. К слову, международные исследования TIMSS или PISA показывают, что основной вклад в достижения учащихся делает семья. А как оценить труд учителя?

С учетом того что у нас учителя более высокой квалификационной категории работают в классах, в которых учатся дети из семей с более высоким социально-экономическим уровнем, то не всегда понятно – чему в большей степени обязана лучшая гимназия города своими достижениями: хорошим учителям или элитным родителям?

И тем не менее ученые выявили, что у детей, с которыми занимается учитель второй категории, результат ЕГЭ по математике примерно на пять баллов ниже, чем в классах, где учитель имеет первую или высшую категорию. (Кстати, присутствующий на конференции в ВШЭ профессор Стэнфордского университета Мартин Карной заметил, что в США категория учителя ничего не значит в плане качества преподавания. От категории зависит всего лишь зарплата педагога!) У нас к категории привязано качество преподавания. И если все сказанное выше справедливо, то сразу же возникает вопрос: где взять много учителей высшей категории?

По результатам исследования также видно, что в среднем учащиеся имеют по математике средний балл 39, но дети, у которых хотя бы один из родителей имеет высшее образование, сдают экзамен в среднем на четыре балла выше.

«Сегодня педагогическому сообществу нужны сигналы: какие обучающие приемы использовать, чтобы добиться лучших результатов на ЕГЭ?» – озвучила мечту всех родителей зампредседателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Любовь Духанина.

Что еще влияет на подготовку к ЕГЭ? Ученые посмотрели, как воздействует на учеников разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета. Оказалось, что если учителя занимаются математикой с 11-м классом семь-восемь часов, а не четыре часа, то ребята получают оценку по ЕГЭ на девять баллов выше.

Известно, что учащиеся сдают ЕГЭ по русскому языку с более высоким баллом, чем по математике. И это, кстати, влияет на ситуацию поступления в технические вузы, когда претендент с преобладанием гуманитарных знаний имеет выше результат. В связи с чем предлагается сегодня даже подобрать коэффициент, помогающий преломить такую ситуацию в пользу технарей.

У исследователей ВШЭ получилась несколько другая картина. Согласно их выводам, если на математику в учебном плане отводить семь-восемь часов, а не четыре часа (как сегодня), то разница между баллами по русскому и математике будет сокращаться примерно на пять баллов. Увеличение в домашних работах доли сложных заданий по математике, заданий из блока «С», приведет к сокращению на четыре балла разницы достижений учеников по русскому языку и математике.

Резюмировать здесь можно словами проректора ВШЭ Исаака Фрумина: «Мы вкладываем колоссальные деньги в учебные пособия, компьютерные классы. А может быть, стоит просто поставить в учебный план дополнительный час математики?»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
256
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1282
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1191
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
1309

Другие новости

Загрузка...
24smi.org