Большой зал Дома Ростовых был местом постоянного писательского общения.
Фото Ивана Карабанова/АСПИР
31 января 2025 года в СМИ появилось официальное заявление о закрытии Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР). Эта творческая организация просуществовала несколько лет, но то, что было сделано, заставляет обратить на себя внимание.
По всем регионам России и за рубежом были проведены сотни литературных мастерских для молодых авторов, резиденций для писателей, готовых написать книгу, творческих встреч известных российских мастеров с читателями. По их результатам вышло множество авторских книг и коллективных сборников, произведения малой формы публиковались в литературно-художественной периодике. Вероятно, впервые открылись для свободного посещения стены Дома Ростовых на Поварской – здесь регулярно проходили книжные презентации и фестивали, вечера памяти и юбилеи, конференции и круглые столы, для любителей московской истории прошли экскурсии.
АСПИР была основана в 2020 году по инициативе Союза писателей России, Союза российских писателей, Российского книжного союза, Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза писателей Москвы. Однако она сотрудничала и с членами других творческих организаций. Председателем был прозаик Сергей Шаргунов. Контроль за деятельностью осуществляли наблюдательный и творческий советы. Первый возглавлял Сергей Степашин, второй – Владимир Толстой.
В рамках программы АСПИР «Выставка книжного дара» и проводившемся вместе с Домом русского зарубежья проекте «Пополнение фондов русских библиотек за рубежом» в дар библиотекам, школам, вузам и другим культурным центрам России и зарубежья были переданы 10 тыс. книг и 1,5 тыс. литературных журналов. «Выставка…» успела побывать в Белоруссии, Монголии, Армении, Сирии, на Балканах, в странах Юго-Восточной Азии и даже в Танзании.
В рамках литературных встреч в Доме Ростовых прошли встречи с Дмитрием Даниловым, Павлом Басинским, Владимиром Личутиным, Леонидом Юзефовичем, Евгением Водолазкиным, Ольгой Славниковой, Михаилом Тарковским, Сергеем Чуприниным и др., вечера памяти Бориса Чичибабина, Владимира Высоцкого, Михаила Пришвина, Бориса Шергина, Сергея Михалкова, Максима Горького, Расула Гамзатова…
Отличие Мастерских АСПИР от большинства подобных проектов не только в их массовости (они прошли в Москве, Твери, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пятигорске, Смоленске и других городах), но еще и в том, что были отменены возрастные рамки. Как правило, во всех мастерских есть верхняя планка – до 30 лет, до 35… АСПИР вместо понятия «молодой писатель» ввела понятие «начинающий писатель» – таким образом люди, вступающие в литературу в солидном возрасте и желающие получить советы мастеров, имели такую возможность. Среди педагогов были Сергей Носов, Валерий Попов, Евгений Попов, Павел Крусанов, Дмитрий Данилов, Игорь Волгин, Алексей Варламов, Дмитрий Воденников, Илья Бояшов, Ефим Бершин, Алексей Алехин, Денис Осокин, Ольга и Владимир Новиковы, Андрей Рубанов и др.
Литературные резиденции АСПИР были аналогом домов творчества советских времен, в них писатели, пройдя конкурсный отбор синопсисов, могли на безвозмездной основе, в тиши и покое завершить работу над книгой. К работе мастерских и резиденций активно привлекались издательства, таким образом, написанные книги часто обретали полиграфическое воплощение. Шла работа по установке контактов литераторов с кинематографистами.
Главной линией своей работы АСПИР называла поддержку русского языка и литературы. Дом Ростовых на какое-то время стал домом писателей, а не домом союзов писателей.


