0
2803
Газета Образование Печатная версия

03.07.2013 00:01:00

Школа потребителей

Элитное образование тяготеет к высокодуховности, а массовое – исключительно к рынку

Тэги: образование, общество


образование, общество Многие нынешние выпускники считают шопинг своим любимым занятием. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Взгляды властей и общества на образование, его задачи и успехи довольно серьезно различаются. Об этом свидетельствует исследование, опубликованное с разрешения ученого совета РАН и подготовленное учеными Института социологии РАН (Краснодарского отделения) – профессором Айтечем Хагуровым и Олегом Осипенко. Учитывая серьезность поставленной задачи, ученые сделали все (включая и охват территорий, и количество вопросов анкет), чтобы выборка получилась репрезентативной. Тем интереснее узнать о результатах опросов.
Сначала ученые проверили общеизвестные высказывания. Например, то, что превращение образования в услугу сделало систему образования более современной и приближенной к общепринятым западным образцам. Согласно проведенным исследованиям, все выглядит не столь радужно. Приятная для чиновников метаморфоза серьезно повлияла на снижение качества образования. Казалось бы, что тут такого – всего-то проговорили иную цель образования, еще и приближенную ко времени. Но, увы, все гораздо важнее и сложнее, считают авторы исследования. Это стало психологической причиной, повлекшей за собой ряд глубинных изменений в системе образования в целом.
Преподавание испокон веку на Руси считалось делом «служения». В идеологи служения заложен принцип формирования личности, в идеологии сервиса – принцип развития отдельных функций. Чтобы наглядно показать, как срабатывает идеология сервиса в школе, авторы привели ряд данных социологических опросов школьников США за 2010–2012 годы. Там 93% школьниц любимым занятием называют шопинг, 63% учащихся колледжа главным смыслом своей жизни видят «зарабатывание большого количества денег». А 42% студентов Вашингтонского колледжа написали, что считают самым важным для себя «хорошо выглядеть» и т.д. Служению каким-то более высоким целям готовы посвятить себя менее 6–8% студентов.
Между тем, замечают авторы исследования, здоровое общество опирается на принцип объединения людей и служения высоким целям и идеалам. Когда же провозглашаются цели приземленные, сводимые к индивидуальному благополучию и эгоизму, то общество непременно столкнется в будущем с разного рода девиациями. Со временем эти проблемы, уверяют нас авторы исследований, будут нарастать, изменения приобретут устойчивый характер, превращаясь в системные дисфункции, дающие позднее сбой всей системы управления образованием, а в итоге и государством. Именно это и наблюдается сегодня в РФ.
Как пример сбоя в головах поколения исследователи приводят простой пример. Студентам одного педагогического института предложили ответить на вопрос, что такое прилежный. Оказалось, что многие не знают значения этого слова. Когда в итоге разобрались, что же это такое, то искреннему удивлению студентов не было предела. Они никак не могли взять в толк, зачем нужно вообще оценивать такое качество. А на замечание, что раньше такое требование «быть прилежным» было заложено в «Правила для учащихся», вообще устроили дискуссию на тему, уместно ли создавать в обществе какой-либо поведенческий стандарт.
Примечательно, отмечают авторы, что зараза потребительства коснулась лишь массового образования. Элитное образование тяготеет к высокодуховности. И в этом кроется важная особенность нашего времени: духовность становится прерогативой элитного меньшинства. Вообще, нынешнее образование разделяет людей на тех, кому нужна духовность, на тех, кто довольствуется специальными знаниями, и на потребителей, которых с любовью растит массовая школа.
Таков главный вывод исследования. Более конкретно данные опросов свидетельствуют, что введение нормативно-подушевого финансирования оставило ситуацию в образовании без изменения. Отказ от энциклопедической составляющей образования привел к узости кругозора учащихся и пропаже интереса к учебе. ЕГЭ, по мнению большинства учителей, ухудшил ситуацию с преподаванием всех предметов. Само образование в настоящий момент испытывает упадок. Остается напомнить, что в 2008 году анкетирование, проведенное этими же исследователями,  дало в большинстве ответ, что образование в РФ испытывает подъем. Прошло всего-то пять лет…    

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
533
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
695
Москва увеличит размах "Города образования"

Москва увеличит размах "Города образования"

Галина Грачева

В 2019 году важнейший педагогический форум планируется провести с еще большим размахом

0
955
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
1709

Другие новости

Загрузка...
24smi.org