Почти все студенты должны будут набрать четыре зачетные единицы по «Истории России». Фото с сайта www.msu.ru
Министерство науки и высшего образования РФ намерено увеличить объем обязательного преподавания предмета «История» в вузах до 144 часов. Причем изучать его будут студенты любых специальностей: от проектирования ядерных реакторов до художественного руководства академическим хором.
Минобрнауки подготовило проект изменений во все Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) бакалавриата и специалитета. Вносятся поправки в блок обязательных курсов. Помимо дисциплин (модулей) по философии, иностранному языку и безопасности жизнедеятельности туда традиционно входила «История России». Теперь этот модуль прописан отдельно в объеме не менее 4 з.е., при этом контактной (аудиторной) работы в нем должно быть не менее 80% (для очно-заочной формы – 40%).
Также можно напомнить, что в действующих ФГОС «История» зафиксирована как обязательная дисциплина, но при этом «не установлены требования к объему и формату изучения истории». Поэтому во многих вузах при изучении этого предмета значительную часть времени отводят на самостоятельную работу студентов, отметили в пресс-службе Минобрнауки РФ.
Добавим также, что отсутствие единой концепции преподавания истории приводит к тому, что преподаватели могут самостоятельно определять содержание программы.
А теперь – о загадочных «4 з.е.»… Это так называемые зачетные единицы. Они пришли к нам вместе с двухуровневой системой в рамках включения отечественной системы образования в Болонский процесс. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ зачетная единица равна 36 академическим часам. Так, например, семестровый курс в 36 аудиторных (72 академических) часов оценивается двумя зачетными единицами, сдача экзамена по нему – одной зачетной единицей. Все виды практик оцениваются одинаково, вне зависимости от места и характера их проведения – 1,5 зачетной единицы в неделю.
Казалось бы, зачем нам система «з.е.»? А идея здесь в том, что роль зачетных единиц не сводится к измерению академической нагрузки в более крупных единицах по сравнению с академическим часом. Их использование в учебном процессе имеет более широкое назначение. Так, зачетные единицы позволяют учитывать для данной учебной дисциплины относительную значимость занятий различного вида: лекционных, семинарских, лабораторных. Зачетные единицы помогают определить значимость той или иной дисциплины, изучаемой студентом, и ее относительный вклад в средний балл, получаемый им по окончании определенного периода обучения. Ну, и способствуют ранжированию студентов по итогам обучения и установлению индивидуального рейтинга каждого обучающегося.
И академический статус студента в этом случае определяется не общим временем освоения образовательной программы, а количеством зачетных единиц и средним баллом, полученным на данном этапе обучения. Использование зачетной единицы в качестве меры «обученности» каждого студента и установления его академического статуса позволяет индивидуализировать обучение, отойти от обязательной привязки занятий в рамках учебной группы. Вместо синхронного прохождения обязательных этапов обучения у студентов появляется возможность перейти к асинхронной организации учебного процесса, способствующей расширению академической мобильности.
Сейчас зачетные единицы используются во многих странах мира в качестве единицы измерения трудоемкости различных образовательных программ, определения значимости составляющих их учебных дисциплин.
Так вот, отведение в новом ФГОС 4 зачетных единиц на изучение «Истории России» (это нагрузка рассчитана примерно на два семестра) говорит о довольно значительной нагрузке на вузовские планы. Тем более если речь идет о непрофильных вузах. Кроме того, вузам придется искать новый преподавательский состав и сокращать другие курсы, чтобы поставить в сетку расписания занятий историю. Причем в масштабах страны это довольно значительный слой преподавателей.
«У нас в России всего 0,4% студентов получают профессиональное историческое образование, а 99,6% студентов должны ее изучать, но по факту делают это недостаточно. Вот именно этих учащихся и будет касаться нововведение», – заявил заместитель главы Совета по развитию исторического образования Константин Могилевский. В Минобрнауки РФ надеются, что данная мера вызовет у студентов углубленный интерес к истории своей страны. В последнее время именно этому предмету уделяется пристальное внимание. Недавно министр просвещения Сергей Кравцов заявил о планах ведомства дополнить уроки в начальной школе историческим просвещением. А нейролингвист Татьяна Черниговская заявила в интервью «НГ» (см. «НГ» от 19.05.22), комментируя эту ситуацию, что все упирается в качества тех людей, которые будут эти уроки вести.
Остается только напомнить, что такая тотальная идеологическая подготовка зачастую достигает обратных целей – заставляет студентов вести себя вполне цинично: сдал и забыл. Вместе с тем сегодня гораздо более эффективно воспитывает сама институциональная система общества, культурные обычаи и традиции страны. Идеи могут сосуществовать, идеологии – непримиримы.