0
3650
Газета Экономика Печатная версия

15.09.2024 20:40:00

Миллионы россиян рискуют получить ненужные дипломы

Система высшего образования не поспевает за быстрыми изменениями рынка труда

Тэги: вуз, образование, работа, рынок труда, высшее образование, инп ран


В вузы РФ ежегодно поступают около миллиона человек, многие из них рискуют получить устаревшую или невостребованную квалификацию. Уже сегодня более трети выпускников не находят места на рынке труда. И ситуация может сильно ухудшиться: рынок труда в России после начала СВО меняется так стремительно, что многие вузы за этими изменениями не поспевают. Из-за этого приток невостребованных специалистов в стране увеличивается. Количество ненужных специалистов вырастет в ближайшие годы еще больше и по демографическим причинам, ведь общая численность выпускников российских средних школ будет увеличиваться.

За последние два года в экономике России произошли структурные изменения, на которые в нормальных условиях потребовалось бы около 10 лет.

178-4-2-650.jpg
Россия прошла очередной локальный минимум численности выпускников
средних школ.  Источник: ИНП РАН



































И эти структурные изменения вызвали существенные изменения на рынке труда, где отмечается существенный переток рабочей силы из сферы услуг в реальный сектор экономики. Таковы выводы нового исследования дисбалансов и перспектив российского рынка труда от Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

После начала полномасштабной санкционной войны против России снизилась значимость российского экспорта, а также уменьшилась роль сырьевого комплекса в формировании российского валового внутреннего продукта. Одновременно выросла значимость реального сектора. А также вырос экономический вклад капитальных инвестиций и государственного спроса. При этом значимых демографических ограничений на рост российской экономики фактически нет, утверждают экономисты их ИНП РАН.

«При имеющейся численности трудовых ресурсов потенциальные темпы роста ВВП в России могут составлять до 4–5%. Но ограничением для экономики является пространственное распределение трудовых ресурсов и уровень их квалификации. Численность и структура трудовых ресурсов в РФ предъявляют дополнительные требования к научно-технологическому развитию и системе образования», – говорит директор ИНП РАН Александр Широв.

Демографическая тенденция ближайших лет будет состоять в увеличении числа молодых людей, входящих в профессиональную деятельность. И эта демографическая тенденция создает возможности для маневра в российской системе образования. «Но одновременно с этим возрастают риски воспроизводства лишних кадров, как это уже было в 1990-е и 2000-е годы», – напоминает Широв периоды перепроизводства юристов, экономистов в нашей стране.

Многие российские вузы и сегодня лишь создают иллюзию профессиональной подготовки, а также фактически торгуют отсрочками от службы в Вооруженных силах РФ. Фиктивная система подготовки специалистов в РФ лишает миллионы россиян возможностей для профессиональной реализации, что делает многих людей несчастными, лишает достойного заработка и фактически калечит значительную часть населения.

Между тем высокий спрос на специалистов с настоящей, а не липовой квалификацией стал основным драйвером суммарного роста доходов россиян. «Рост спроса на квалифицированный труд продолжает оставаться главным источником увеличения доходов населения», – считает директор ИНП РАН.

Реальные денежные доходы всего населения РФ выросли за первую половину 2024 года на 5,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом реальные пенсии десятков миллионов россиян практически не увеличились (+0,99%), а реальные начисленные зарплаты поднялись на 9,4%.

Рост спроса на квалифицированный труд стал результатом сдвигов в структуре производства. Тогда как отечественная система образования была как бы настроена на сложившуюся квалификационную структуру занятости, говорят экономисты. «Прогноз спроса на труд становится комплексной задачей, требующей мобилизации усилий органов власти, бизнеса и экспертного сообщества. Параметры эффективности производства должны играть при его разработке ключевую роль», – считает Александр Широв. Российский рынок труда стал рынком работника, что может положительно сказаться на параметрах качества жизни населения и обеспечить рост значимости секторов человеческого капитала при формировании экономической динамики, говорит ученый.

В качестве мер адаптации системы высшего образования к новым экономическим условиям российские власти развивают, в частности, систему передовых инженерных школ (ПИШ). Создать настоящую инженерную школу усилиями бюрократии, разумеется, невозможно. Однако даже бюрократическая программа развития ПИШ – это лучше, чем ничего.

«Мы в последнее время много, и правильно, уделяем внимание созданию инженерных школ и подготовке соответствующих кадров», – сообщил президент РФ Владимир Путин на встрече с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

«В июне 2022 года мы создали 30 первых инженерных школ из 15 регионов», – рассказал министр Фальков. Его ведомство в 2023 году «отобрало» еще 20 передовых инженерных школ. «Поэтому сегодня у нас хороший комплект – 50 школ, 28 регионов. Во всех без исключения федеральных округах», – пояснил федеральный министр. Каждая ПИШ, по словам Фалькова, решает две задачи. С одной стороны, задачу по обновлению системы высшего образования и трансформации инженерного образования. «С другой стороны, это обеспечение технологического суверенитета», – объяснил глава Минобрнауки. «В прошлом году 22 тыс. школьников прошли через передовые инженерные школы», – сообщил Валерий Фальков.

Меняется отношение к инженерному образованию и в общественном мнении россиян. Так, в последних опросах ВЦИОМ инженерное образование входит в пятерку самых престижных. Инженерные специальности переживают взлет: если в 2006 году их называли лишь 2% респондентов, то с 2018 года этот показатель растет (8–11%).

С юристами в России дело обстоит иначе. Профессия юриста в списке престижных находится на стадии падения, говорят специалисты ВЦИОМ. С 2006 года юридические специальности стали считать престижными в 3–4 раза реже (в 2006 году – 28%, в 2024 году – 9%). Еще одна нисходящая профессия – экономисты. За время наблюдений восприятие этой группы специальностей как престижной упало с 30% в 2006 году до 7% в последние два года. «Резкий спрос на юристов и экономистов пришелся на 1990-е годы, в период развития капитализма в стране. Это привело к перенасыщению рынка труда такими специалистами. Сегодня, по-видимому, спрос повернулся в сторону других дефицитных специальностей – врачей, айтишников, инженеров», – рассуждают социологи.

Рейтинг престижных профессий, по версии россиян, сегодня возглавляют сразу две профессии – специалисты в сфере информационных технологий (IT) и врачи (по 32%). Эти две группы профессий удерживают лидерство в списке престижных второй год подряд. Значительный прирост показателя у IT-специалистов пришелся на 2021–2023 годы – с 16 до 31%. «По-видимому, когда пандемия подстегнула информатизацию всех сфер общества, люди оценили важную роль компьютерщиков. Престиж профессии врачей в общественном мнении начал укрепляться в 2018 году (26%), то есть до начала пандемии. Ранее медицинскую сферу называл престижной примерно каждый десятый», – объясняет ВЦИОМ.

На втором месте в иерархии престижности профессий тоже сразу две сферы деятельности – силовики (включая военнослужащих, полицию, МВД, МЧС и пр.) и рабочие специальности (по 17%). Обе группы специальностей стали чаще звучать в ответах россиян с прошлого года (14–19%). В последние годы в российском обществе укреплялся престиж еще одной профессии – педагога, хотя в этом замере зафиксирована отрицательная динамика (2024 год – 13%, 2023 год – 16%, 2021 год – 19%). 


Читайте также


Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
3363
Что нужно менять в российской юриспруденции

Что нужно менять в российской юриспруденции

Эдуард Галицкий

Начало открытой дискуссии позволит выявить проблемы профессии и найти способы их решения

0
2504
За креативность учителям никто не доплачивает

За креативность учителям никто не доплачивает

Игорь Аглицкий

Нынешняя система преподавания математики воспитывает в учениках туннельное мышление

0
5080
Что будет, если в школе отменить 11-й класс

Что будет, если в школе отменить 11-й класс

Наталья Савицкая

Дело совсем не в сроках обучения, считает историк педагогики

0
7258

Другие новости